Коронавирус радикально изменил жизнь ростовчан разных профессий. С 28 марта в регионе перестали работать рестораны и кафе, торговые центры и кинотеатры. Концертные агентства переносили выступления, которые были согласованы и оплачены несколько месяцев назад. А туристические компании потеряли огромные деньги, потому что из-за риска заразиться клиенты отменили брони.
Корреспондент 161.RU узнал у ростовских бизнесменов, как они собираются спасать свои компании во время кризиса.
Татьяна Нечепаева, гендиректор компании «Рейна-Тур НТВ», гостиниц «Эрмитаж» и «Дон Кихот»:
— Сначала я была в определенном смятении и тревоге. Сейчас уже голова начинает думать, и мы строим стратегию. Продажи шли вплоть до вечера 27 марта, пусть и не такие активные, как прежде. Я рассуждаю так: больше всего во время наступившего кризиса пострадают компании без «подушки безопасности». Конечно, найдутся и недобросовестные фирмы, которые воспользуются ситуацией и попробуют не платить по долгам.
Сложности с нашими гостиницами: есть невыплаченные кредиты по «Дон Кихоту». Сейчас, правда, появилась отсрочка. Мы уже общались со Сбербанком, узнали порядок получения «кредитных каникул». В компаниях, которыми я руковожу, работают 130 человек. Сокращать штат мы не планируем. Подошли к вопросу иначе. Поговорили с персоналом, после этого по согласованию с сотрудниками перевели некоторых на полставки. Люди к этому нормально относятся, на самом деле все понимают положение. Тут ведь как в семье — когда возникают трудности, нужно действовать вместе.
Больше всего я волновалась за сотрудников с ипотеками. Одно дело, когда сотрудник получает регулярно определенную сумму, он может платить по взносам. Другое дело, когда его переводят на полставки — как ему платить? Но можно написать заявление в банк о том, что зарплату сократили и временно нет возможности вносить деньги — и отсрочить платежи.
Нерабочую неделю по всей стране я считаю хорошей мерой. Нельзя недооценивать коронавирус. Многие люди становятся его источниками, сами того не зная, потому что переносят вирус в легкой форме. Как и другим участникам рынка, гостиницы пришлось закрыть. Разумеется, там были брони. Но ставить под угрозу жизнь людей и в первую очередь своего персонала нельзя.
Артур Акопов, ресторатор, совладелец кофейни и магазина «Книжный»:
— Падение выручки в сфере общепита по стране сейчас от 30 до 90%. При этом я наблюдаю реакции на форумах. Выделяю две позиции. Одни говорят: «Проклятые коммерсанты хотят наживаться на людях, когда в стране опасная обстановка, лишь бы денег побольше загрести». Другие же считают так: «Ишь, какие умненькие бизнесмены! Лучше людям простым деньгами помогите». У населения ошибочное представление. Ресторанный бизнес не сверхприбыльный. Средняя маржинальность по нашему рынку — максимум 20%. Из этих денег нужно еще выплачивать кредиты, вкладывать деньги в развитие — да и новые тарелочки взамен разбитых покупать.
Но самое главное: мы генерируем выручку каждый день. Объясню простыми суммами: если ресторан три дня подряд зарабатывает, например, не по 100 рублей, а по 50, то эти 150 рублей потом надо как-то восполнять. Я не знаю ни одного заведения с ежемесячным оборотом в три миллиона рублей, у которого лежит в запасе 12 миллионов, чтобы обеспечить четыре месяца бесперебойной работы. Это нонсенс. Опасность в том, что мы не знаем, как долго продлится ситуация с эпидемией. Сейчас, когда всех в принудительном порядке заставили закрыть рестораны, ни о какой выручке говорить не приходится. Доставка, которую так активно развивают практически все заведения, не сможет покрыть и мизерную часть расходов.
Просьбы наложить вето на взимание арендной платы — это детский сад. Собственник, у которого ресторатор арендует помещение, не связан обязательствами по зарплатам и налогам? Если всей страной не платить за аренду — тогда рухнет этот рынок. Бизнесу ждать помощи не приходится: разве что с неба начнут сыпаться деньги. Как у братьев Стругацких: «Счастье всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»
Тысячи предприятий малого и среднего бизнеса самоликвидируются. Их сотрут с экономической и социальной карты страны. После них останутся только добрые воспоминания, а ещё — толпы безработных, миллиарды невыполненных кредитных обязательств и сломанные судьбы.
Вадим Магрицкий, организатор проекта Rostov Roof Live
— И я, и мои коллеги — все в шоке, это очень мягко говоря. Про убытки не могу ответить даже приблизительно. Только в каких-то исключительных случаях при переносе концерта результат может быть не убыточным. Но это единичный случай на сотни мероприятий.
Rostov Roof Live со всеми группами в режиме постоянного диалога (на лето 2020 года анонсировали уже 17 концертов на крыше галереи «Астор». — Прим. ред.). Рассматриваем при этом десятки версий развития событий. Всё-таки есть очень сильные помощники — приближающееся лето и температура наша. Она должна по всем прогнозам погасить возможное развитие вируса. А лето у нас начинается неофициально в мае, поэтому мы настроены оптимистично.
Сохранить наш бизнес в период эпидемии коронавируса помогут кредиты под процент до 3% от государства юридическим лицам, связанным с организацией концертов, спектаклей. Организаторы сами при этом сделают всё возможное, чтобы сохранить бизнес и отрасль. Многие продвигают онлайн-концерты. Одни из них исключительно имиджевые, но зарабатывать на прямых эфирах тоже можно: есть примеры неплохих рекламных интеграций.
Уже точно могу сказать, что часть людей в event-сфере потеряет работу. Обслуживать одно театральное или концертное мероприятие могут от 20 до 200 человек. Если мероприятий нет, то работы и денег тоже не будет.