Бизнес Андрей Иванов, директор департамента потребительского рынка Ростовской области: «Сейчас в области пивом торгуют около 12 тысяч объектов, из них только половина – легально»

Андрей Иванов, директор департамента потребительского рынка Ростовской области: «Сейчас в области пивом торгуют около 12 тысяч объектов, из них только половина – легально»

Государственная дума РФ в первом чтении приняла поправки в 171 Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Поправок сотни, все они вступают в силу постепенно и нацелены на то, чтобы в итоге поставить жесткие ограничение на производство и продажу всех видов алкоголя. О судьбе пива в регионе рассказал директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.

Что труднее всего далось при изменении законодательной базы РФ?

– Самое главное, что пиво причислили к алкоголю. Но пока ограниченя коснулись алкоголя с объемной долей этилового спирта свыше семи градусов. С 1 июля нынешнего года вступает в силу поправка, относящая к алкоголю любой напиток, в котором содержание спирта превышает 0,5%. Причем к алкогольным будут относиться напитки, произведенные как с использованием этилового спирта, так и без него, то есть те, в которых спирт образуется в результате брожения.

Таким образом, с 1 января 2013 года любая алкогольная продукция попадает под жесткие ограничительные меры. Закон запрещает любую рекламу алкоголя и устанавливает жесткие рамки по времени и местам продажи алкогольных напитков. Алкоголь нельзя будет продавать не только в детских, образовательных, медицинских, спортивных и культурных учреждениях, но и на прилегающих к ним территориях, в общественном транспорте, на вокзалах, автозаправочных станциях, местах массового скопления людей. С 23 до 8 часов накладывается полный запрет на продажу алкоголя в любых местах за исключением учреждений общепита. Плюс к этому на продажу пива надо будет оформлять лицензию, которая стоит 40 тысяч рублей.

По идее такие меры должны были уже сегодня озадачить ростовских бизнесменов?

– Да, но здесь мы и столкнулись с неадекватной реакцией рынка. Мы действительно думали, что владельцы ларьков и киосков кинутся перепрофилироваться, но эффект получился прямо противоположный. Растет число павильонов и ларьков, торгующих пивом. Они пользуются тем, что законодатель оставил переходный период. Сейчас в области пивом торгуют около 12 тысяч объектов, из них только чуть более шести тысяч – легально!

Депутаты Государственной думы оставили за регионами право самостоятельно накладывать на розницу дополнительные более жесткие запреты, поэтому Ростовская область начинает кампанию по борьбе с пивными ларьками в контексте изменений в законодательстве. Всеми муниципальными образованиями уже разработана схема размещения объектов нестационарной торговли, основная цель которой – обеспечение для жителей Ростовской области шаговой доступности социально значимых продуктов питания. И мы детально будем отрабатывать, чем торгуют в каждом обозначенном на этой схеме объекте и для чего он собственно предложен в схему.

То есть одним только пивом торговать нельзя, а имея на прилавке хлеб, молоко, крупы, можно?

– Подчеркиваю, что к предпринимателям, чьи объекты попали в схему размещения объектов нестационарной торговли, не предъявляется безапелляционного требования прекратить полностью торговлю пивом и напитками на его основе, но важно, чтобы они также осуществляли реализацию социально важных продуктов питания. Пусть предлагают социально значимые продукты по более низким ценам. Тогда это социальная миссия. Но если на этом месте вместо киоска по продаже хлебобулочных изделий появляется очередной пивной ларек, значит, он не нужен в этой дислокации, значит, нужно предупреждать, что предприниматель на следующий год в эту дислокацию не попадет. А если они продолжат работать, то такие объекты будут демонтированы либо в добровольном, либо в судебном порядке.

Вас не пугает, что донская казна не досчитается миллиардов?

– Мы ожидаем падение объемов производства пива. И несмотря на то, что в бюджет Ростовской области около 6,5 млрд рублей поступает от пивоваренных компаний только в форме акцизов, мы готовы понести убытки, потому что главная цель законодательных изменений – снизить потребление алкоголя среди населения.

Вступление в силу поправок уже отразилось на производителях. Мы увидели серьезное сокращение числа производителей алкогольной продукции. То есть вместо семи производителей на территории области мы имеем четыре. Вместо 55 оптовых организаций мы на сегодняшний день имеем 25. И на 10%, или около 750 объектов, примерно сократилась лицензионная сеть розничной продажи в 2011 году. Сокращение лицензированной сети розничной продажи алкогольной продукции продолжилось и в 2012 году, так, в I квартале сеть сократилась еще примерно на 120 объектов и сейчас насчитывает не более 6,5 тыс хозяйствующих субъектах, которые осуществляют торговлю алкогольной продукции на территории Ростовской области.

Ужесточение законодательства принесло уже какие-то плоды? Ростовчане стали меньше пить?

– Потребление алкогольной продукции в Ростовской области в январе-апреле 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 10% – до 1,866 декалитров.

Учитывая, что в концепции по снижению масштабов потребления алкогольной продукции и профилактики алкоголизма среди населения РФ до 2020 предписано достичь на этом этапе снижения на 15%, то мы идем где-то в общероссийском тренде. К концу 2020 года мы должны снизить показатели на 55%.

Пока рано делать окончательные выводы о последствиях, которые может повлечь за собой ужесточение 171 Федеральноего закона. Однако уже можно сказать, что результаты получаются не те, на которые рассчитывали. Мы намерены ужесточать административный пресс.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем