В марте 2024 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о создании особой экономической зоны «Ростовская». Несмотря на заявленные 8 предприятий, которые должны были попасть в зону, пока известно только о трех. 161.RU собрали все, что известно о зоне: что она дает предпринимателям, где она появится и кто уже заявил о планах на строительство там цехов.
Что за «особая экономическая зона»?
С 2005 года в России создают особые экономические зоны (ОЭЗ). Это территории, которым дают особый юридический статус и экономические льготы — все это для того, чтобы заманить инвесторов в приоритетные регионы или отрасли. ОЭЗ бывают разные — технико-внедрические, туристско-рекреационные, портовые и промышленно-производственные. Последних в стране сейчас большинство — 34 из 53. Именно такая появится и в Ростовской области.
Что дает особая экономическая зона инвесторам, которые готовы открывать производства на этой территории? Вот основные преференции для резидентов:
нулевой налог на имущество в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет;
нулевой земельный налог в течение 5 лет с момента регистрации права собственности на территории;
нулевая ввозная пошлина на товар, включая сырье, материалы и оборудование. НДС в том числе;
с момента получения первой прибыли, налог на нее в федеральный бюджет сокращается с 3 до 2%;
Вместо 17% в региональный бюджет первые пять лет компания платит нулевой налог. Последующие пять лет компания платит налог всего в 5%, а с 11 года работы — 13,5%.
В оценках эффективности ОЭЗ эксперты расходятся во мнениях. По словам доктора экономических наук, профессора кафедры экономики Экономического факультета ЮФУ Ольги Черновой, зоны уже зарекомендовали себя как способ привлечь инвестиции в регионы. Так, зона «Липецк» создала 9,5 тысячи новых рабочих мест и дала выручку в 136 миллиардов рублей.
В то же время в мае 2019 года Счетная палата раскритиковала работу зон — 80% их продукции в итоге реализуется на внутреннем рынке, а не на экспортном. А аналоги выпускаются и на других предприятиях. В итоге резиденты ОЭЗ получают преимущество перед конкурентами, но реализуют его только на внутреннем рынке, писали «Ведомости». А в ОЭЗ «Алабуга» и вовсе происходили загадочные события, связанные со смертью 17-летнего парня, писали коллеги из 116.RU.
Где появится ОЭЗ «Ростовская»?
Вопреки названию, не в Ростове. Открывать ОЭЗ планируют в Новочеркасске, который, как считают в правительстве области, входит в Ростовскую агломерацию. Зона создана на территории Новочеркасского индустриального парка, на Харьковском шоссе. Парк появился в 2015 году, площадь — 310 гектаров.
В технопарке прописаны 67 резидентов, но производство ведут 12 компаний. В основном это микро- и малые предприятия со скромным доходом и небольшой численностью сотрудников. Часто эти предприятия — единственные для собственников.
Московский производитель газоразделительных систем «Газмаш» производит здесь оборудование под маркой «АГС», руководит и владеет фирмой Александр Карнаух. «Газмаш» существует с 2017 года, но только недавно начала приносить неплохие деньги. Для понимания: 2019 год компания завершила с убытком в 1,8 миллиона рублей, выручка при этом была всего в 414 тысяч. А уже по итогам 2021-го фирма показала выручку в 131,5 миллиона и чистую прибыль 13,5 миллиона.
Дончане Максим Шайхудинов и Сергей Доржиев открыли в парке производство промышленных весов «Агромашсервис» (АМС). По итогам 2023 года выручка компании составила 78,1 миллиона рублей, для сравнения: на конец 2020 года она была 23,3 миллиона. Прибыль остается стабильно невысокой: 3,4 миллиона в 2021 году и по 5 миллионов в 2022 и 2023 годах.
Михаил Бубнов и Александр Михайлович Бубнов развернули в парке производство пластиковых панелей. Их компания «Альгеба» производит панели марки «Регул» и называет себя «одним из ведущих производителей и поставщиков» листовых панелей из ПВХ. Выручка у компании действительно приличная: за 2023 год — 276,3 миллиона рублей, правда, чистая прибыль только 15,2 миллиона. Это не лучшие результаты для компании, судя по ее истории. Еще в 2021 году выручка была 415,5 миллиона рублей, а прибыль — 40,4 миллиона.
Станислав Гейко, руководящий компанией «Техномас» разрабатывает и производит вспомогательные металлоконструкции, которые обеспечивают безопасность на производственных объектах. Фирма стабильно показывает скромные результаты по прибыли — более 1,9 миллиона за четыре года не получалось заработать. Зато с 2022-го по 2023-й удалось увеличить выручку почти вдвое — с 29,9 до 58,6 миллиона.
Но есть и более интересные компании и предприниматели.
Новочеркасским индустриальным парком управляет компания «НИП Сервис», владелец и учредитель которой — Вадим Хохлов. Выручка управляющей компании стремительно растет — за последние 4 года она поднялась с 13,6 до 135 миллионов рублей. При этом прибыль небольшая — за три года она не превышала 4,5 миллиона. Хохлов также открыл собственное производство на управляемой им территории — «Южный промышленный центр». Фирма делает опорные металлоконструкции и дымовые трубы объектов теплоэнергетики. В конце 2020 года она показала 30,9 миллиона прибыли — и это при выручке в 32,7 миллиона. Но затем прибыль резко упала — до 416 тысяч рублей в 2023 году.
Кто вложится в ОЭЗ «Ростовская»?
Договоренность между Голубевым и Чайкой
До того как премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об учреждении особой экономической зоны, регион уже отчитывался об успехах: 8 резидентов заявили о готовности открыть производство на ОЭЗ, общий размер инвестиций — 8,6 миллиарда рублей. Среди этих компаний — производители сельхозтехники, прицепов, химической продукции и холодильного оборудования. Что это за предприятия конкретно тогда было неизвестно — только спустя время начали озвучивать какие-то названия.
Судя по хронологии публикаций, первым в проект ОЭЗ «Ростовская» «вписался» дончанин — владелец песчанокопского футбольного клуба «Чайка» Андрей Чайка. В мае 2024 года на форуме «Россия — Исламский мир» Чайка подписал с губернатором соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего завода в ОЭЗ. Цена вопроса — 4,8 миллиарда рублей. Завод «Промышленные проекты» за такие деньги будет производить смазочные материалы, пластичные смазки, автокосметику и автохимию. Отметим, что эта сфера для Андрея Чайки — не нова. Он владеет компанией «Антек», продающей автодетали, и торговым домом «ФаворитОйл».
Наиболее прибыльный актив Андрея Чайки — компания «Чайка», торгующая маслами, антифризами и смазками для техники и промышленности. До 2021 года компания росла в выручке и прибыли, но с 2022 года начала постепенно терять позиции. Так, в конце 2021 года фирма заработала 2 миллиарда рублей, при прибыли всего в 108 миллионов. А к концу 2023 года прибыль составила всего 304 тысячи, с выручкой в 973 миллиона рублей.
Примечательно, что, несмотря на договоренность между Чайкой и Голубевым, первым резидентом назвали не владельца футбольной команды.
Семья с прицепами
В июне 2024 года правительство рассказало о результатах первого заседания совета по работе предпринимателей на территории ОЭЗ. На нем генеральный директор «Бонум Танкерс» Александр Михайленко заявил, что это они стали первыми резидентами зоны. Позже региональный министр экономического развития проговорился: первыми инвесторами были и «Бонум Танкерс» и «Бонум Траст».
«Бонум», производящий прицепы и полуприцепы, уже значился резидентом Новочеркасского индустриального парка. Компания работает в Ростовской области с 2014 года. У фирмы три площадки — в Ростове, на базе ГПЗ (производит бензовозы, битумовозы, цементовозы), Новочеркасске (зерновозы и прицепы) и в Аксайском районе (полуприцепы и контейнеровозы). Завод в Аксайском районе обошелся в 700 миллионов рублей и дал региону 300 рабочих мест.
Но в 2023 году, во время постоянных отключений света из-за дикой жары, директор компании Александр Михайленко заявил: сбои с электричеством плохо влияют на работу дорогостоящего оборудования, так что надо бы смещаться в регион с лучшим климатом — например, в Московскую область. Похоже, владельцев удалось отговорить — заводу предложили технические решения, которые дадут ток предприятию.
Итак, «Бонум» прописан в Новочеркасском индустриальном парке, а «Бонум Танкерс» и «Бонум Траст» стали резидентом ОЭЗ. Примечательно, что «Бонум Танкерс» зарегистрировали 25 марта 2024 года — спустя несколько недель после подписания Мишустиным постановления о создании ОЭЗ. Есть ли разница между компаниями? Не особая. «Танкерс» на 99% принадлежит компании «Бонум» и также занимается производством прицепов и полуприцепов. Директор двух компаний — Александр Сергеевич Михайленко. При этом «Бонум» на 99% принадлежит Елене Михайленко, также собственницы компании «Батйск-Стройсервис». А еще есть «Бонум Траст», тоже на 99% принадлежащий «Бонуму» — им руководит Василий Сергеевич Михайленко, владелец «Сервис-Трейлер», торгующей автомобильными деталями в Шахтах. Сергей Михайленко в свою очередь владеет компанией «Транзит-Дон», торгующей спецтехникой, в том числе и прицепами.
Производство и продажа прицепов и полуприцепов кажется довольно выгодным делом, судя по «Бонуму». И главное, перспективное. К концу 2020 года чистая прибыль компания составила всего 132,5 миллиона рублей. А к 2023 году подскочила уже до 1,7 миллиарда рублей. Выручка фирмы растет еще более успешными темпами. В 2020 году она была 1,8 миллиарда, а в 2023-м уже 9,2 миллиарда.
Пластик для «Ростеха»
Тогда же, в июне 2024 года, губернатор подписал еще одно соглашение, на ПМЭФ. Директор научно-производственной компании «Элмика» Ирина Антипова согласилась вложить 300 миллионов рублей для открытия производства высокотехнологичных полимеров в ОЭЗ. Сумма скромная, но работать «Элмика» планирует с заделом на будущее — Антипова говорила о перспективах расширения производства вплоть до 2033 года. В перспективе — закрыть 45% потребности российского рынка в полимерах. Но пока что, в обозримом будущем, создание только 50 рабочих мест. Зато высокотехнологичных, говорят в официальных сообщениях.
Под названием «Элмика» идут две компании. Одна из них — основанный в 2002 году «торговый дом» (ТД), а вторая — «научно-производственная компания» (НПК), зарегистрированная в 2005 году. Ирина Антипова когда-то владела обеими, но с 2021 года ТД перешел в собственность и под руководство Евгения Антипова. В 2018 году ТД поставлял смолу и герметики «Таганрогскому НИИ Связи», который производит оборудование радиоэлектронные комплексы для ВМФ. В том же году поставлялись полиуретаны для Ростеховской компании «Росхимзащита». Фирма делает противогазы, изолирующие химические костюмы и медицинскую технику. Суммы скромные — всего 345,7 тысячи рублей.
НПК «Элмика» тоже отличилась на госзакупках. До 2020 года она поставляла полимеры войсковым частям, ВНИИ Экспериментальной физики, батайскому оборонному предприятию ОКТБ «Вектор» (в мае 2023 года там, кстати, осудили одного из руководителей на злоупотреблении при гособоронзаказе) и других.
Из всех трех компаний, прописавшихся на ОЭЗ, «Элмика» — самая скромная. НПК показывает стабильно небольшой рост по выручке с 2020 года — за четыре года выручка выросла со 176 миллионов до 214,7. Прибыль при этом «плавает» — к концу 2022 года выросла до 27,3 миллиона рублей, а к 2023 году снизилась до 20,2 миллиона рублей.
А когда официальный запуск ОЭЗ?
Впервые планы на создание особой экономической зоны в Ростовской области озвучил губернатор региона Василий Голубев еще в ноябре 2022 года. Уже в марте 2023 года министр экономического развития Максим Папушенко заявил, что за пять лет в Новочеркасске появятся 50 заводов. В июле министр заявил: более двух десятков инвесторов «рассматривают возможность» открыть производство в ОЭЗ. Про полимерные заготовки, прицепы и смазочные материалы мы уже в курсе — ждем, пока проявит себя производитель холодильного оборудования. Но пока дальше слов дело, кажется, не идет.