Блокировка и закрытие торговых комплексов в Аксайском районе весной 2021 года ударила по тысячам предпринимателей. Часть осталась на пустых рынках — бороться за свой годами развивавшийся бизнес. Другие нашли временное прибежище на территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Что происходит там теперь — рассказывает корреспондент 161.RU Ренат Дайнутдинов.
«Мы не знаем, что делать»
Первыми на территорию бывшего аэровокзала попали продавцы овощей. Еще в мае власти писали, что распоряжающаяся территорией «Донская торговая компания» пустила предпринимателей, заключив договоры аренды на 11 месяцев. В октябре же региональное правительство сообщило, что торговцы должны покинуть территорию аэропорта и к ноябрю переехать на новые торговые места.
Мы приехали на рынок 18 октября — как оказалось, накануне переезда. На входе нас встретил запах жареного мяса — там возник небольшой фуд-корт из нескольких кафе и шаурмичных. Попадая на территорию аэропорта, удивляешься: где раньше стояли самолеты — теперь «Газели» и прочие грузовые машины. Бесконечным потоком они снуют по взлетной полосе, то приезжая, то выезжая с территории.
О скором закрытии рынка ничего не говорило. Жизнь кипела — предприниматели торговали, разгружали и погружали товар. Поначалу многие с подозрением отнеслись к нам. Но когда узнали, что пришли писать материал о закрытии рынков, то начали идти на контакт. К новым торговым точкам, которые строят согласованные правительством инвесторы, здесь относятся с недоверием.
— У меня тут всё есть, я обустроился, а там, наверное, ничего. Дали бы нам время до конца года хотя бы, чтобы спокойно переехать, — говорит один торговец.
Выясняется, что рынок закроется 20 октября.
— Когда мы об этом узнали? Сегодня (18 октября. — Прим. ред.), — объясняет другой. — Проехала машина с громкоговорителем, из которой звучало такое объявление. Мы не знаем, что делать.
Как будет организован переезд многие не понимали. Кто-то говорил, что собраться, переехать и сразу начать торговать на новой точке — практически нереально. Один только перевоз контейнера, по их словам, может стоить около ста тысяч рублей.
— Здесь покупателей, конечно, меньше, чем было у нас раньше [на аксайских рынках], но тут хотя бы территория города. Сюда бабушка может сесть на автобус и приехать. А за Батайск кто к нам поедет? — возмущается хозяйка одной из торговых точек.
Она боится, что на новых местах закупаться будут только оптовики, которым хоть как-то выгодно будет далеко ездить. Другой продавец высказал схожие опасения.
— Цены у нас тут оптовые. Картофель у меня, например, стоит 37–40 рублей. На других рынках дороже, но кто поедет в Батайск за ней? — говорит он.
Закрываться из них никто не хочет, но говорят, что если на новом месте торговать будет невыгодно, то все-таки придется. Куда именно они отправятся с взлетно-посадочной полосы аэропорта — многие даже еще не придумали.
Ни одна из обещанных торговых площадок под Батайском еще не работает.
«Надеемся только на себя»
Рядом, в здании аэровокзала, совсем иная картина. Оно принадлежит другому владельцу — группе компаний «Агроком». Холдинг Ивана Саввиди, как там утверждают, решил помочь бизнесменам и в сентябре организовал здесь торговый центр по продаже стройматериалов для предпринимателей с закрытых рынков.
Первым делом в глаза бросается вывеска. К привычной надписи «Аэровокзал» добавились два слова: «торговый центр». Оказываясь внутри, будто выходишь из сломанной машины времени.
Надписи «стойка регистрации», «выход на посадку», «зона контроля» и рекламы авиакомпаний остались на своих местах. Теперь, правда, соседствуют с ними не чемоданы и ручная кладь, а люстры, обои и декор для дома. На втором этаже продаются столы для пинг-понга, в зале ожидания — диваны и кровати, а ларьке Duty free — люстры.
Предприниматели говорят, что никакой помощи от властей уже не ждут и могут надеяться только на себя. Волну возмущения в соцсетях, которая возникла после того, как здание стало торговым центром, они не понимают.
— Что плохого мы сделали? Нас выгнали с наших рабочих мест, мы долго скитались, искали место, и вот нам помогли, — говорит Николай, владелец одной из торговых точек. — При этом за состоянием здания мы следим. Раньше протекала крыша — ее залатали. Следим мы и за уборкой территории.
Он подчеркивает, что клиентов здесь пока меньше, чем было на аксайских рынках. Многие пока работают себе в убыток, но надеются, что скоро ситуация изменится.
— О нас в городе пока мало знают, но мы работаем над этим.
Предприниматели своими силами пытаются раскрутить бренд торгового центра — заказывают рекламу на радио, билборды, завели инстаграм. Все ролики для соцсетей записывают сами.
— Скоро к нам от вокзала будет ходить брендированный автобус. Проезд в нем будет бесплатным, — с гордостью рассказывает Николай.
Из окна аэровокзала видно, как последние дни доживает временный овощной рынок. Один из продавцов строительного смотрит на коллег и говорит:
— Нам повезло больше, чем им. Есть хотя бы крыша над головой.