Всего несколько лет назад слово «барбершоп» было экзотичным для жителей донской столицы. Сегодня, по данным сервиса Avito, это один из самых популярных и дорогих готовых бизнесов, продающихся в Ростове. Портал 161.RU решил познакомиться с владельцами нескольких местных барбершопов и выяснить особенности этой культуры и этапы ее становления в нашем консервативном городе.
Пока не появился «Джилет»
Несмотря на то, что слово «барбершоп» относительно недавно вошло в лексикон молодежи, само явление возникло еще в ХVIII веке, когда парикмахеры взялись параллельно развивать два направления: одни мастера стали специализироваться на мужских стрижках волос, бороды и усов, другие — обслуживать женщин.
Первые «барбершопы» были не просто парикмахерскими. Изначально помимо ухода за волосами здесь предлагали и различные медицинские услуги, например удаление зубов, банки и популярный тогда вид лечения — кровопускание.
Кстати, именно с кровопусканием связан традиционный символ мужских салонов «барберпол» — вращающаяся трехцветная труба. Синий цвет здесь символизирует вены, красный — кровь, а белый — это цвет стерильности.
С появлением бритвенного станка «Джилет» культура барберинга стала уходить в прошлое. Более того, в 1960-х годах началась эпоха хиппи: среди мужчин стали популярны длинные волосы и многие из них стали предпочитать женские парикмахерские.
Такое положение дел сильно обеспокоило западных маркетологов: индустрия красоты стала получать прибыль только от дам. Привлечь в эту сферу мужскую аудиторию стало серьезной задачей, решить которую удалось лишь в 2000-х годах. Сделано это было за счет культивирования определенной эстетики, продвижения мужского стиля и образа жизни.
«Раньше и двоим было тесно»
Первые «барбершопы» появились в Ростове всего пять лет назад. Один из первопроходцев этого бизнеса в донской столице Борис Шеболдин, владелец барбершопа «Стриж», по первой профессии — маркетолог. До 2013 года он реализовывал различные проекты для ростовских и столичных компаний, но внезапно почувствовал профессиональное выгорание: интерес к работе стал постепенно уходить, заниматься повседневными делами не хватало усидчивости, да и работать на других уже не хотелось.
— Идея открыть барбершоп возникла из личных потребностей. В Ростове много парикмахерских, но я почему-то всегда был не удовлетворен качеством их работы. По большому счету у нас всегда бросались из крайности в крайность. Это либо очень дешевые парикмахерские, где работа поставлена на поток и особого внимания клиентам никто не уделяет. Либо гламурные салоны красоты, в которых очень высокие цены. Хотелось предложить мужчинам некую уникальную услугу за адекватную стоимость. Шесть лет назад, когда мы только начинали, никто в Ростове не слышал о барберинге. Более того, даже в стране с большим трудом можно было достать специальное оборудование — особые машинки для стрижки, шаветки (опасные бритвы с меняющимся лезвием), укладочные средства, кресла, — рассказывает Борис Шеболдин.
По его словам, когда «Стриж» только открывался, в Ростов прилетел молодой человек из Новосибирска, который приобрел франшизу одной федеральной сети барбершопов и планировал открыть салон в донской столице. Он был очень разочарован, узнав, что на местном рынке должен появиться другой барбершоп. А когда ростовчане отказались участвовать в его проекте, покинул город, поскольку двоим на тот момент в Ростове было бы тесно — клиентов на всех не хватало.
Сегодня новые барбершопы появляются чуть ли не каждый месяц. На данный момент в городе их не менее 50, однако стремительное развитие модного бизнеса, по мнению Бориса Шеболдина, может негативно отразиться на качестве услуг. Круг профессиональных мастеров, способных на высоком уровне обслуживать клиентов, в городе ограничен. Как правило, владельцы новых салонов ведут не очень честную игру, переманивая специалистов друг у друга. Иногда мужские парикмахеры уходят в «свободное плавание», открывая собственные барбершопы. Благо желающих воспользоваться их услугами сегодня хватает.
От мужика — к мужчине
— Мужчины перестали стесняться — это очень важно, — говорит владелец барбершопа Вох Barber Эрнест Кокаев. — Благодаря популяризации барбершопов они стали задумываться о своей внешности. Ведь новая стрижка меняет отношение к жизни, возникают новый образ, новые эмоции.
Я вижу свою задачу в том, чтобы из заросших неопрятных мужиков, которых часто можно встретить на улицах города, создать стильных уверенных в себе мужчин. Надо понимать, что посещение барбершопа — это не просто стрижка, а общение. Мастер, который не умеет разговаривать с клиентом, редко способен достичь успеха.
Говорим на разные темы, начиная от средств по уходу за волосами и заканчивая традиционными мужскими темами: работа, отдых, автомобили и, конечно, женщины. В Санкт-Петербурге есть барбершопы, в которые девушек вообще не пускают.
С одной стороны, это правильно. Должны быть места, где мужчины могут побыть наедине с собой, обсудить вопросы, которые их волнуют, при этом никого не стесняясь. Но, с другой, лично мне гораздо приятнее, когда меня стрижет девушка, поэтому у нас в салоне нет столь строгих правил.
Эрнест Кокаев родом из Северной Осетии. Долгое время работал в Москве стилистом одежды, а также организовывал концерты и другие мероприятия. Затем переехал в Ростов. Заниматься барберингом он никогда не планировал, хотя впервые со старинными инструментами, предназначенными для стрижки и бритья, столкнулся еще в детстве. Его прабабушка в годы войны стригла солдат. Однажды Эрнест Кокаев на себе опробовал ее мастерство. Запомнился как и сам необычный ритуал, так и особые запахи, ассоциирующиеся с чистотой и свежестью.
Когда к предпринимателю приехали друзья из Москвы и попросили отвести их в барбершоп, он даже не знал, что это такое. По стечению обстоятельств, попали они именно в «Стриж». Атмосфера в заведении очень впечатлила. Эрнест Кокаев познакомился с членами команды и некоторое время работал в салоне барбером. Но желание открыть свое дело было сильнее. Сегодня он владелец не только собственного салона, но и школы, где учат будущих мастеров.
— Обучение в школе поэтапно. Вначале ученики проходят курс мастерства. Потом работают в эконом-парикмахерских. Пока они 100 человек не подстригут — рука не будет набита. Лучших мы часто приглашаем на работу. Либо они начинают заниматься собственным бизнесом, — говорит Эрнест Кокаев.
По словам Бориса Шеболдина, сумма инвестиций в открытие одного барбершопа в среднем составляет 1,5 миллиона рублей. Эти средства необходимы для аренды и ремонта помещения, закупки необходимого оборудования. Отдельно приходится тратиться на наем грамотных специалистов.
Здесь всё зависит от намерений владельца: некоторые набирают персонал по объявлению, другие учат самостоятельно, третьи переманивают от конкурентов. В среднем барбер получат от 40 до 60% от каждой стрижки. Сама услуга обходится от 600 до 1300 рублей с одного клиента. Обычно барбершопы, не успевшие заработать себе репутацию, могут рассчитывать на 300 посетителей в месяц. Борис Шеболдин говорит, что для окупаемости это очень мало. Для полноценной работы необходимо в три раза больше.
Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь на канал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7 918 50-50-161.