В КВЦ «ВертолЭкспо» состоялся круглый стол «Тендеры и госзакупки. Законодательство и практика», организованный журналом «Реальный бизнес». Одним из формальных поводов для встречи стали изменения, внесенные в федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившие в силу в этом году.
В мероприятии приняли участие представители Торгово-промышленной палаты РО Федеральной Антимонопольной службы Ростовской области, Министерства экономики области, банковских структур, поисковых систем тендеров и госзакупок, а также компании, имеющие опыт выполнения госконтрактов.
Преподаватель Пилотного центра госзакупок ЮФУ, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ЮФУ Алексей Нечаев обратил внимание собравшихся, что в статье 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок сочетаются два принципа: принцип конкуренции и принцип свободы договора. Законодатель стремится не допустить такую ситуацию, когда после завершения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), стороны произвольно изменяют условия контракта.
«С такой проблемой мы часто сталкивались и продолжаем сталкиваться на практике. Чаще всего участники внимательно изучают документацию в части требований к составлению заявки, а контракт оставляют на потом. При подписании контракта, а иногда уже и при его исполнении выясняется, что чего-то сделать они не могут, где-то не успевают по срокам и так далее. Это детерминирует необходимость повышения уровня знаний не только заказчиков, но и участников закупки, повышение уровня их правосознания. Проведение подобных встреч и круглых столов является достаточно важным шагом», – отметил Алексей Нечаев.
Однако говорили участники круглого стола не только о новых инициативах законодателей. Очевидно, что в условиях кризиса участие государства в рыночных процессах становится все более активным. Для многих компаний получение госконтрактов является одним из выходов из сложной экономической ситуации. Но далеко не все игроки решаются принять участие в тендерах. С момента возникновения, этот механизм оброс множеством негативных стереотипов. Развенчать некоторые из них, и попытались участники круглого стола.
«Одно из наиболее стойких убеждений бизнеса, что в тендерах победитель известен еще до начала торгов, поэтому не стоит даже пытаться. Могу с уверенностью сказать, что это не так, – сказала директор филиала Информационного агентства BiCo Ольга Носова. – При грамотном владении законом и использовании его статей, можно выиграть даже крупные контракты. Второй стереотип: конкретный заказчик сотрудничает только с компанией Х и ни с кем больше. Буквально на днях у меня возник такой спор. Я подняла анализ торгов, выяснилось, что на самом деле заказчик работает с огромным количеством подрядчиков, а та компания, на которую ссылался мой собеседник, взяла всего несколько тендеров».
Еще один вопрос, обсуждавшийся участниками встречи – банковские гарантии. По словам финансового консультанта Никиты Шевченко, после вступления в силу Федерального закона №44-ФЗ, количество банков, имеющих право предоставлять гарантии по государственным закупкам, сократилось с более чем 1000 зарегистрированных банков до чуть более 300. С одной стороны, это позволило освободить рынок от так называемых «серых гарантий». С другой – требования к оценке компаний-принципалов стали жестче. Предприятиям со средним финансовым положением получить беззалоговую банковскую гарантию по государственному контракту стало сложнее, а порой просто невозможно.