Ростовчане за год почти в два раза сократили свои расходы на рестораны и кафе, а также на покупку одежды и обуви. При этом жители Южной Столицы стали больше тратить на еду и покупку электроники. Аналогичную картину авторы исследования видят по всей стране: россияне стали экономить. Причина тому – снижение покупательской способности и психологическая реакция на геополитическую ситуацию в стране, считают эксперты.
«ВТБ24» проанализировал траты ростовчан и жителей других регионов России в POS-терминалах крупнейших торговых точек: кафе и ресторанов, продуктовых магазинов, магазинов электроники, одежды и обуви. Исследование проводилось в период с августа 2013 года по август 2014 года.
Результаты показывают, что жители Ростова-на-Дону стали сокращать свои расходы на рестораны и кафе. В августе этого года средний чек в этом сегменте составил 601 рублей 30 копеек, что на 820 рублей 04 копейки меньше по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. А вот траты ростовчан в продуктовых магазинах наоборот увеличились. Если в прошлом году средний чек на покупку продуктов составлял 272 рублей 54 копейки, то сейчас – 343 рублей 82 копейки.
Еще одна тенденция: жители южной столицы значительно меньше тратят на покупку одежды и обуви. Средний чек в ростовских магазинах одежды и обуви сейчас составляет 1706 рублей 25 копеек, что на 2678 рублей 59 копеек меньше, чем в августе 2013 года. В тоже время выросли траты ростовчан в магазинах электроники – до 6136 руб. 57 копеек.
В остальных регионах страны эти показатели изменились незначительно. Средний чек в российских ресторанах составляет сейчас 625 рублей, в продуктовых магазинах – 407 рублей, в магазинах электроники – 4569 рублей (снизился на 266 рублей), в магазинах одежды и обуви – 2639 рублей (снизился на 347 рублей).
«Безусловно, активность клиентов сильно зависит от сезонного фактора. Наиболее крупные по объемам транзакции совершаются в период длительных праздников, – отмечает вице-президент, заместитель директора департамента розничного бизнеса «ВТБ24» Алексей Киричек. – Тем не менее налицо тенденция к бережливости – все меньше трат совершается в ресторанах и магазинах дорогой техники. В России эти показатели пока стабильны, хотя мы уже отмечаем снижение расходов в ряде сегментов».
Номинальная заработная плата – денежные средства, которые получают рабочие и служащие за свой труд в соответствии с его количеством и качеством. Характеризует уровень заработной платы независимо от изменения цен на товары и услуги.
Вместе с тем, по мнению экспертов, подобная экономия связана с экономической ситуацией в стране и снижением покупательской способности. Цены растут быстрее, чем реальные доходы россиян. По данным Росстата, за первое полугодие 2014 года реальные доходы населения (в сравнении с аналогичным периодом 2013 года) снизились на 0,2%. В номинальном выражении среднедушевой доход россиян в июне 2014 года составил 27,5 тысяч рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата составила 33,6 тысячи рублей, что почти на 10% выше, чем в июне прошлого года. При этом реальная начисленная зарплата повысилась в годовом исчислении только на 1,7%, а инфляция на этот же момент уже превысила отметку в 7%.
Реальная заработная плата – заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах, то есть показывает, какое количество предметов потребления и услуг работник может фактически купить на свою зарплату. Зависит от номинальной заработной платы, уровня цен на предметы потребления и услуги и размера взимаемых налогов.
Помимо этого снижение потребительской активности связано с психологической реакцией на негативные новости в экономике в целом. Население страны живет в ожидании кризиса. Причем это ожидание строится на субъективных наблюдейниях и ожиданиях.
«Мы любим жить чужой жизнью и внимательно следить за любыми изменениями. Негативные события заметнее. Поэтому, когда соседа увольняют с работы или кому-то из родственников понизили зарплату, мы склонны на фоне информационно-новостного потока видеть в этом предвестников тяжелых времен. Для всех. Плюс к этому, не нужно сбрасывать со счетов, что население стало боле финансово грамотным и лучше просчитывает свои финансовые сценарии. Как правило, негативные. Поэтому предпочитает заранее затянуть пояса, не брать кредитов и заняться накоплением», – считает политолог Николай Смирнов.
К признакам повышения финансовой грамотности эксперт относит и повышение (сохранение) на прежнем уровне среднего чека в магазинах электроники. Понятно, что геополитическая ситуация сказывается на росте курса иностранных валют, который в свою очередь ведет к повышению стоимости иностранных товаров. Таким образом, народ желает реализовать свой отложенный спрос до того, как цены на технику взлетят вверх.