Обычно все, что касается инвестирования, для рядового гражданина представляется таким темным, дремучим лесом: тревожно, страшно за деньги и совершенно непонятно, что скрывается за следующим поворотом. Но эта иллюзия устарела. Говорить об инвестициях – модно, инвестировать самому – прибыльно. Ведь, если вдуматься, стандартный банковский вклад, депозит – это тоже инвестиция, ведь по вкладу начисляются проценты, вкладчик в конечном итоге получает определенную прибыль. Более продвинутые знают о существовании акций, облигаций и валютного рынка. Однако этим списком возможности грамотного инвестирования совсем не ограничиваются.
Стоит, впрочем, сразу разделить два понятия: сохранение средств и их приумножение. Сохранить капитал – значит уберечь его от обесценивания на фоне растущей инфляции, приумножить – то есть добавить к изначальному объему средств больше, чем «весит» инфляция. Получается, что сохранение, сбережение кровных инвестированием и не является, так как не приносит профита.
Финансовые компании мира последние десятилетия активно развивают и продвигают в массы аспект инвестирования, объясняя и доказывая, что вкладывать деньги можно и нужно, ведь финансы должны работать и приносить прибыль. Таким образом, в линейке инвестиционных продуктов появились и успешно используются ОМС, обезличенные металлические счета, ПАММ-счета, кальки со счетов успешных трейдеров, и структурированные продукты, которые впервые были применены в 1969 году на внутренних американских биржах. Структурированные продукты активно теснят своих конкурентов, потому что включают в себя множество аспектов и возможностей.
Две стороны одного продукта
Для того, чтобы понимать, как работает структурированный продукт, нужно немного теории. Структура этого инвестиционного предложения состоит из двух частей, то есть деньги инвесторы вкладываются одновременно в два разных финансовых инструмента. Отсюда и разделение на части: первая является безрисковой, вторая – доходной. Под безрисковой частью понимается, что средства инвестируются только в максимально надежные активы с фиксированной доходностью – банковские вклады или облигации, например. Вторая часть, доходная, дает основной профит, поскольку тут средства вкладываются в более доходные, а значит, и более рисковые инструменты – опционы. Соответственно, с одной стороны, структурированный продукт защищен, с другой – относительно агрессивен в плане инвестирования.
Сразу приведу пример, иллюстрирующий принцип работы структурированного продукта. Предположим, что есть бизнесмен Иван, которому принадлежит небольшой ювелирный завод, и есть его постоянный поставщик Павел, который занимается добычей и продажей золота. У Ивана есть грамотный бизнес-план, согласно которому до конца года заводу потребуется 500 унций драгметалла, и он предлагает Павлу заключить контракт о покупке золота по цене 1230 долларов за унцию через восемь месяцев. Павел, которому очень важно представлять долгосрочные рынки сбыта, соглашается, но выдвигает свое условие: Иван должен сразу заплатить 5% от сделки. В результате Иван платит указанные 5% от становится обладателем права на выкуп золота по цене, которая заранее оговорена. Павел, в свою очередь, теперь обязан продать золото по этой цене через восемь месяцев. Это и есть опцион, часть доходного сектора структурированного продукта.
Деньги под защитой
У такого инвестиционного предложения, как структурированный продукт, есть определенный уровень защиты капитала. Пожалуй, этим может похвастаться только банковский депозит. Надежность и безопасность – это те критерии, которыми инвесторы все чаще оценивают привлекательность той или иной инвестиции. Внутри структурированного продукта все очень сбалансировано и понятно: уровень защиты капитала показывает, какой процент от вложенной суммы инвестор получит в конце срока инвестирования. Чем выше этот показатель, тем незначительней уровень риска, но и меньше потенциальный доход.
Структурированный продукт хорош тем, что его можно практически собрать «под себя», как конструктор, регулируя степень риска и уровни защиты капитала.
Например, у инвестора есть один млн рублей, который инвестируется с уровнем защиты капитала 100%. В результате успешной работы прибыль инвестора составит 1,3 млн рублей – 2% (комиссия) = 1,274 млн рублей.
Или, например, инвестор настроен рисковать тем же миллионом рублей. Тогда применяется уровень защиты капитала в 90%. В итоге заработок составит 1,5 млн рублей -2% (комиссия) = 1,47 млн рублей.
Внимание стоит обратить еще на одну особенность структурированного продукта. Здесь есть коэффициент участия (КУ), который показывает, какая доля от доходности базового актива будет выплачена инвестору, если его ожидания по активу оправдаются. Стандартно КУ выражается в долях единицы или в процентах.
Главное – стратегия
Самое время упомянуть стратегию как очень важный момент инвестирования. Концепция структурированного продукта подразумевает три варианта стратегии, каждый – для своего типа инвестора:
продукт без ограничения доходности будет интересен тем инвесторам, которые уверены в сильном и продолжительном тренде в ту или иную сторону;
продукт с ограничением доходности окажется востребован теми инвесторами, которые ожидают непродолжительного направленного тренда;
продукт с касанием. Этот тип стратегии подойдет участникам рынка, которые предполагают, что цена базового актива коснется или не коснется определенного уровня стоимости.
Какая из этих концепций прибыльнее, решать инвестору. Можно лишь отметить, что на определенном ценовом интервале базового актива продукт с ограничением доходности будет иметь больший потенциальный профит, чем продукт без ограничения доходности. Однако если цена выйдет за пределы указанного коридора, стратегия без ограничения доходности окажется эффективнее.
На КУ основное влияние оказывают уровень защиты капитала и срок инвестирования. Стандартно, чем ниже защита, тем выше КУ. Одновременно, чем больше срок действия продукта, тем выше коэффициент, поскольку инвестиции в безрисковую часть будут сделаны на долгий срок и под более высокий процент.
Пожалуй, вариативность и мультиформат – отличительные черты структурированного продукта. Единой остается только оболочка, наполнение же регулируется и видоизменяется. Современный рынок не имеет аналогов этого инвестиционного предложения, и российские и белорусские инвесторы понемногу активизируют применение этого продукта.
И если раньше нужно было при рисковой сделки каким-то образом хеджировать свои риски, одновременно инвестируя в совершенно безопасные активы, «тихие гавани» – золото или облигации, то теперь один продукт уже включает в себя эти две стороны одного инвестиционного процесса. Экономится время на оценку уровней риска и анализ рыночной ситуации, остается только определиться со степенью защиты капитала и начинать инвестировать.
Немного деталей
После того, как становится понятен принцип работы структурированного продукта, у инвестора – пока теоретического – возникают вполне резонные вопросы: как создать свой продукт, как его купить, в чем он номинирован и можно ли погасить его досрочно, если вдруг понадобятся деньги.
Создать продукт очень легко – обычно брокер предлагает системы типа конструктора, где одна деталь тянет за собой другую. Подобные опции доступны в личном кабинете трейдера. Купить продукт можно там же – обработка заявки может занять от получаса до трех рабочих дней, но обычно это происходит очень быстро. Заявки могут быть отменены, если рыночные условия или котировки опционов существенно изменились за время, прошедшее с момента подачи заявки до момента ее обработки. В этом случае возможна ситуация, когда управляющая компания не может обеспечить формирование продукта с указанными параметрами. Тогда, как правило, инвестору предлагаются возможные варианты для осуществления заявки и формирования структурированного продукта.
Погасить продукт досрочно тоже возможно – личный кабинет вообще очень функционален.
В общем, структурированный продукт – это предложение, способное менять свою форму и содержание, прежней остается только оболочка. Продукт может создаваться под очень требовательного инвестора, которого уже не удовлетворяют стандартные финансовые инструменты, или под инвестора-новичка, который желает видеть 100% защиту капитала и не беспокоиться о сохранности своих средств, одновременно понемногу зарабатывая. По сути, это альтернатива прямым инвестициям, и если так, то ею стоит воспользоваться, раз для структурированного продукта обычно гарантируется хеджирование рисков и повышение отдачи капитала помимо получения инвестиционного дохода.
Как же на практике инвестировать в структурированные продукты жителю нашей страны? Первоначально такие услуги предлагались некоторыми банками в рамках индивидуальных программ управления активами для избранных VIP-клиентов. Доступ к такой услуге был открыт для клиентов, величина активов которых начиналась от сотен тысяч, а то и миллиона долларов. Однако жизнь не стоит на месте. Основное веяние времени – многие финансовые продукты, которые ранее были доступны лишь наиболее состоятельной прослойке населения, сейчас доступны самому широкому кругу частных инвесторов. Когда эти услуги стали предоставляться форекс-брокерами, принципы инвестирования и защиты капитала остаются такими же, как в программах банковского управления активам, однако планка входа для инвестора снижена до величины порядка одной тысячи долларов.
Важной особенностью приобретения структурированного продукта через форекс-брокера является простота операции. Достаточно стать клиентом компании, присоединившись к договору открытой оферты, пополнить свой счет и можно покупать продукты. Примечательно, что все эти операции проделываются через Интернет, таким образом, можно стать инвестором, не отрываясь от своего компьютера.
Еще одна отличительная черта предложения структурированных продуктов – наличие линейки инструментов, из которых инвестор может выбирать в соответствии с уровнем своей финансовой грамотности. Для начинающих инвесторов доступны готовые продукты, составленные специалистами инвестиционного департамента. Для них известны основные параметры: базовый актив, направление его движения (рост или падение), уровень защиты капитала, срок инвестирования, ожидаемая доходность. Такой готовый продукт приобретаться буквально одним кликом мышки. Более взыскательные инвесторы могут выбрать продукт, познакомившись с инвестиционной идеей, которая стоит за той или иной рекомендацией. В рамках этой инвестиционной идеи с помощью фундаментального и технического анализа разъясняется, почему, по мнению экспертов, может вырасти, или наоборот упасть та или иная валюта, сырьевой товар, акция или фондовый индекс. Наиболее опытные инвесторы могут воспользоваться так называемым конструктором структурированных продуктов, и самостоятельно «создать» свой продукт, выбрав для него базовый актив, направление изменения его цены, уровень защиты капитала и срок, на который хотят инвестировать, автоматически получая для каждого варианта расчет коэффициента участия и ожидаемую доходность.
Таким образом, структурированные продукты превратились из элитного банковского продукта, в инструмент, доступный каждому.
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»