За прошлый год число обращений граждан в Роспотребнадзор о нарушении прав в сфере финансовых услуг выросло на 22%, отмечается в докладе «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2013 году», подготовленном ведомством совместно с компанией ФБК.
Впрочем, в общем объеме обращений в Роспотребнадзор доля жалоб на фининституты остается незначительной – 3,4%, передает «Российская газета».
Большая часть претензий связана с банками – на них приходится 80% всех обращений. Но в прошлом году значительно увеличилось количество обращений граждан, недовольных услугами микрофинансовых (МФО) и страховых организаций – в два и три раза соответственно.
Статистика службы Банка России по финансовым рынкам за 2013 год также свидетельствует о том, что больше всего обращений к регулятору касались страховщиков (1191 обращение за год), на втором месте МФО и кредитные кооперативы (718).
По словам руководителя службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Ольги Крайновой, жалобы на обязательные виды страхования превалируют (342 из них касаются ОСАГО), среди добровольных видов страхования на первом месте каско (157).
Что касается МФО, в докладе рост числа жалоб на них объясняют значительным ростом рынка (на 77% за 2013 год). Значительная часть обращений заемщиков – это не собственно жалобы, а просьбы о реструктуризации задолженности или о разъяснении какой-либо информации по конкретной ситуации. Основная причина жалоб – «серые» кредиторы, которые не являются микрофинансовыми организациями, их деятельность не регламентируется законодательством. И регуляторам, и участникам рынка важно сконцентрироваться на борьбе именно с этим сегментом для его сокращения до нуля.