В последнее время в России участились случаи выдачи кредитов пенсионерам для приобретения дорогостоящих устройств фильтрации питьевой воды, называемых ионизаторами, пишет Ассоциация региональных банков. Данным фактом уже обеспокоен финансовый омбудсмен Павел Медведев и даже призывает банки не предоставлять малоимущим гражданам кредиты, на покупку данного товара. Сейчас, с учетом ожидаемого повадка на реке Дон и традиционного ухудшения качества воды, особенно бдительными нужно быть и ростовчанам.
Схема продажи ионизаторов воды выглядит следующим образом: представители неких коммерческих компаний проникают в дом или квартиру к пенсионеру под предлогом проведения бесплатного теста питьевой воды. Далее следует эффектная демонстрация работы прибора, а также агрессивный маркетинг, который не обходится без психологического давления. Нередко торговые представители убеждают клиента в необходимости установления фильтров, подписывают договор на приобретение оборудования и отвозят на клиента в офис банка, где оформляется договор на получение кредита.
Поскольку средняя стоимость оборудования для фильтрации питьевой воды составляет порядка 120-140 тыс. рублей, то неудивительно, что спустя пару дней граждане начинают осознавать «неподъемность» дорогостоящей покупки. Но при попытке расторгнуть договор и вернуть оборудование продавцу получают отказ. Аналогичный ответ клиенты получают и в банке.
«К сожалению, отказаться от потребительского кредита невозможно, так как это не предусмотрено договором. В связи с этим я хочу напомнить, что брать потребительский кредит целесообразно только на жизненно необходимые нужды. Только в этом случае относительно большие проценты по данному виду кредита будут оправданы. В любом случае, если клиент намерен вести судебное разбирательство с продавцом товара, купленного в кредит, клиент вправе предупредить банк о сложившейся ситуации – прийти в банк и написать заявление о том, что кредит был взят под влиянием обмана. Деньги банку придется вернуть в любом случае, но за счет заемщика или продавца товара – это решит суд. Более того, данное заявление позволит урегулировать вопрос по отсрочке платежей, если таковое потребуется, на время судебного разбирательства», – рокомментировала управляющая филиалом «Ростовский» банка «Глобэкс» Лариса Сулацкая.
В связи с этим финансовый омбудсмен Павел Медведев призывает кредитные организации искать пути для успешного ведения бизнеса и получения прибыли, но при этом учитывать, что вовлечение кредитных организаций в сомнительные схемы продаж наносит серьезный ущерб репутации отдельного банка, а также всему банковскому сообществу.
Ситуацию осложняет и то, что данный вид мошенничества направлен именно на пожилых людей, которым в силу возраста и состояния здоровья тяжело добиваться справедливости в судебном порядке. Однако решить законным путем вопрос о расторжении договра купли-продажи товара, а также кредитного договора можно, уверяют юристы.
«Для начала стоит отметить, что пункт о «невозможности возврата товара» в договоре купли-продажи, является незаконным. Согласно закону «О защите прав потребителей», граждане вправе вернуть товар в течение 10 дней. Кредитный договор также можно расторгнуть в судебном порядке, если таковая возможность не предусмотрена договором, ведь услуги кредитных организаций также подпадают под действие закона «О защите прав потребителей». Более того, кредитный договор можно признать "кабальным" (крайне невыгодным) в судебном порядке, подав заявление. А если количество недовольных граждан увеличивается, то, возможно, имеются признаки мошеннических действий. И в этом случае необходимо подавать заявление в полицию», – прокомментировал адвокат юридической компании «Донской советник» Роман Кравцов.