Каждый пятый россиянин имеет кредитную карту, оформлял ее по собственной инициативе и «на всякий случай». Такие данные получило Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). Судя по ответам, граждане решаются оформить или активировать присланную/предложенную банком кредитную карту на случай «крупной покупки» и «на случай нехватки денег до зарплаты». То есть кредитки могут лежать долгое время в кошельке без дела, а деньги с нее все равно будут «исчезать». По каким причинам это может происходить, выяснили Dengi.161.ru.
По статистике кредитные карты имеют 22% россиян, однако пользуются ими только 15%. Москвичи чаще, чем жители других населенных пунктов, расплачиваются с помощью кредитки – таковых 26%, а в Ростове – только 16%. Каждый десятый признался, что не имеет кредитки, но планирует оформить в ближайшем году. А вот 68% жителей небольших городов сообщили, что не оформляли кредитную карту и не намерены это делать в ближайшем году.
Большая часть россиян, имеющих кредитную карту, оформила ее по своей инициативе (59%). В Москве и Санкт-Петербурге таковых 84%. Более трети владельцев кредиток не планировали их получать, но сделали это после предложения банка (38%).
Причины, по которым россияне оформлют кредитные карты:
Источник: НАФИ
Какова бы не была причина оформления карты, не стоит надеяться на то, что если вы ею не пользуетесь, то она не активирована. Как правило, при получении карты в банке вас просят ввести ПИН-код для зачисления средств на карту. Это и есть активация. Помните, что любое введение ПИН-кода, даже для получения информации о состоянии счета карты, активирует ее. С этого момента с нее будут списываться средства за обслуживание и услуги банка.
Для начала стоит помнить, что банк будет ежемесячно либо ежегодно снимать определенную сумму денег за годовое обслуживание. Стоит обратить внимание, что многие банки в первый год не взимают стоимость годового обслуживания карты, при этом анонсируя это как «бесплатно» и не уточняя, как долго это «бесплатно» продлится. Как правило со второго и третьего года стоимость годового обслуживания появляется и весьма существенная.
Во-вторых, некоторые банки взымают ежемесячную комиссию за обслуживание счета (0,5-1%) от кредитного лимита. Сумма вобщем-то небольшая, но именно из-за нее чаще всего возникают задолжности, о которых клиенты даже не подозревают.
«У меня возникла очень неприятная ситуация, причем с крупным и уважаемым банком. Мне предложили взять кредитную карту. Годового обслуживания нет и платить нужно только проценты за пользование деньгами. Я согласилась взять ее. Пусть лежит, думаю, на всякий пожарный случай. А потом через полгода меня известили об образовавшейся задолженности именно из-за комиссии за обслуживания счета. Оказывается, я поставила свою подпись в расписке о получении карты, а это означает, что я со всеми тарифами ознакомлена и согласна. Так что внимательно этот пункт в договоре читать надо», – рассказала ростовчанка Юлия Варшавская.
И наконец, очень часто неприятные ситуации возникают из-за подключения услуг. В частности: СМС-оповещения, СМС-перевода, оплаты услуг через СМС или мобильного-банкига. Как правило, эти услуги подключаются к карте автоматически и бесплатны. Но только первый месяц, а далее согласно тарифу. Клиенту приходит обычно СМС-уведомление, где сообщается о подключении услуги и возможности отключить ее по желанию. Клиенты охотно решают попользоваться услугой первый месяц и оценить ее бонусы, а потом забывают о ее платной составляющей. Либо же СМС-уведомление вообще остается не прочитанным/не дошедшим/удаленным, клиент хранит в кошельке свою кредитную какрту «на всякий случай», а деньги с нее незаметно «утекают».