4 марта четверг
СЕЙЧАС +7°С

Повышения цены на бензин не избежать

Поделиться

Поделиться

С каждым годом автолюбителей в России становится все больше, и это значит, что увеличивается не только сам авторынок, но и растут объемы продаж нефтепродуктов. Одновременно растут цены и на бензин, что совсем не радует владельцев автомобилей.

В начале года прогнозы на рост цен товарных бензинов были различными: предсказания уровня повышения цены колебались от 7% до 17% за литр, также чиновники и эксперты опасались дефицита топлива на внутреннем рынке в связи с переходом на более высокие экологические классы бензинов, соответствующих европейским стандартам.

Напомню, что в 2008 году правительством был утвержден технический регламент на моторные топлива. В соответствии с которым ожидалось последовательное введение европейских экологических топливных нормативов от номера «один» до номера «пять». Причем сделать это планировалось весьма быстро – за четыре-пять лет (к слову, европейцам на это потребовалось 17 лет).

Эти «Евро» стандарты регламентируют содержание вредных с экологической точки зрения веществ в бензине или дизельном топливе. С увеличением номера последовательно исключаются из состава бензина основные загрязнители воздуха – металлы вроде железа и свинца (это отличительная особенность стандарта «Евро-2»), сера и сернистые соединения («Евро-3»), азотистые соединения и угарный газ («Евро-4») и летучие органические соединения вроде формальдегида («Евро-5»).

Первоначально переход к производству и потреблению бензина, соответствующего классу «Евро-3» планировался с 1 января 2009 года. Но за такое короткое время просто физически невозможно в нужном объеме модернизировать перерабатывающие мощности, способствующие улучшению нужных параметров топлива. По этой причине переход от стандарта «Евро-2» (который для бензина по сути означает лишь неиспользование при производстве топлива металлсодержащих присадок, увеличивающих его октановое число) к стандарту «Евро-3» тогда отложили на два года, до 1 января 2011-го, а затем и до 1 января 2013 года.

Экологический стандарт «Евро-3», регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, был введен в странах Евросоюза еще в 1999 году. Уже в 2005 году он был заменен на «Евро-4», а с 2009 года в Европе разрешен исключительно стандарт «Евро-5». Россия же по плану перейдет на «Евро-5» лишь с 1 января 2016 года. Причин такого отставания две. Во-первых, российские нефтеперерабатывающие заводы не оборудованы для производства топлива высокого уровня, во-вторых, отстает от этих требований и автомобильный парк (подавляющая часть выпускаемых на сегодняшний день в стране автомобилей соответствует лишь требованиям стандарта «Евро-3»).

Именно на эти факторы ссылались нефтяники, добиваясь переноса сроков введения нового стандарта. Но главная причина медленной модернизации переработки состояла все-таки не в сбыте. Для компаний по-прежнему выгоднее первичная переработка нефти. В результате продолжается строительство новых простых НПЗ или дополнительных мощностей первичной переработки.

На отечественных НПЗ по большей части эксплуатируются установки каталитического крекинга. Эти установки обеспечивают выход бензина более 50% на сырье, которое имеет октановое число по моторному методу 80-82 ед., и по исследовательскому – 90-93 ед. , что соответствует стандарту «Евро-2», и не дотягивает до «Евро-3» ( т.к. показатели октанового числа по моторному методу должны быть не менее 85 ед, исследовательскому – не менее 95 ед, таким образом, бензин Регуляр-92 попросту перестанет существовать).

С одной стороны, это существенно улучшит экологический ситуацию в крупных городах, с другой – владельцы подержанных недорогих автомобилей вынуждены будут заправляться бензином класса выше, а следовательно дороже. Возможно, есть смысл продумать о введении неких дотаций на топливо для отечественных автомобилистов, так как неизбежность повышения цены на бензин очевидна.

Рассмотрим основные причины.

Одним из влияющих факторов является повышение акцизов на бензин. Объясняется это попыткой создать нефтяникам финансовые стимулы к скорейшей модернизации переработки. Механизм действия акцизов – их дифференциация, то есть акцизы на топливо «Евро-4» и «Евро-5» повышаются более низкими темпами , чем, к примеру, акцизы на «Евро-3». Но при этом в 2014-2015 годах ожидается ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на автомобильный бензин четвертого класса, которое составит порядка 5%. Еще одной причиной подорожания бензина является повышение НДПИ на нефть (налог на добычу полезных ископаемых). В 2014 году предполагается повышение базовой ставки на 4,9%.

И наконец, инфляция. Ведь цена на топливо стоит вначале всей инфляционной цепочки, и повышение цен на бензин, безусловно, потянет за собой подорожание всех товаров. Так, в цене готовой буханки хлеба стоимость бензина занимает около половины себестоимости. Таким образом, множество факторов влияет на конечную стоимость товарного бензина – начиная от многоступенчатой технологии производства, где на каждом этапе идет накрутка цены, заканчивая акцизами, налогами и в итоге инфляцией, которая не позволяет цене оставаться стабильной. И несмотря на обилие нефти, наше государство вряд ли когда-либо будет регулировать цены на бензин. Поэтому остается терпеливо ждать эры электро- или водорододвигателей.

Татьяна КАСЬЯНОВА, генеральный директор ООО «Орсэк»

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...