Российские аграрии протестировали отечественную и зарубежную сельхозтехнику
На полях Центрального Черноземного экономического района российские аграрии провели сравнительные испытания зерноуборочных комбайнов ведущих отечественных и иностранных марок. Их результаты наглядно продемонстрировали, что в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию наша техника не только конкурентноспособна, но и по ряду позиций превосходит свои зарубежные аналоги.
Для отечественного машиностроения первый год работы в условиях ВТО показал неутешительные итоги. По данным президента ассоциации «Росагромаш» Константина Бабкина, европейский рынок сельхозмашин по итогам первых пяти месяцев текущего года демонстрирует рост на семь процентов. Рынок тракторов и комбайнов в Канаде вырос на 7 и 38 процентов соответственно, в США – на 13 и 52 процента. Зато в России отгрузки тракторов упали на 13, а комбайнов – на 39 процентов.
По оценкам отраслевых экспертов, глобальный рынок сельскохозяйственной техники в 2013 году покажет рост объемов на уровне пяти процентов, в то время как в России наблюдается его сокращение на 10-15 процентов из-за снижения инвестиционной активности сельхозпроизводителей.
С одной стороны, причиной этого называется недостаток свободных финансовых ресурсов у аграриев на дорогостоящую технику. С другой – у самих сельхозтоваропроизводителей в условиях крайне конкурентного рынка отсутствует объективная информация по проведению сравнительных испытаний комбайнов и тракторов на привычных для них почвах.
К примеру, испытания, которые проводились под эгидой министерства промышленности в 2011 и 2012 годах, так и не были озвучены. Хотя российские комбайны ACROS и TORUM в состязании с зарубежными машинами по многим показателям обошли конкурентов.
Чтобы ликвидировать информационные «белые пятна», сами аграрии Центрального Черноземного экономического района в конце июня провели в Воронежской области на полях СХП «Сергеевское» ЗАО «Агрофирма «Апротек-Подгоренская» экзамен для зерноуборочной техники основных рыночных игроков. Причем в приемной комиссии находились специалисты самих сельхозпредприятий, которым и предстоит в ближайшем будущем сделать дорогостоящий выбор в пользу той или иной машины.
Авторитет этих испытаний среди аграриев достаточно высок, ибо зачастую они инициируются компаниями с иностранным капиталом и крупными холдингами, инвестиции которых в техническое обновление ежегодно составляют десятки миллионов рублей.
В тестовых испытаниях приняли участие зерноуборочные роторные и клавишные комбайны крупнейших мировых брендов сельхозтехники: LEXION 570 (германская компания «Клаас») и New Holland CR 9080 (американская CNH); ростовский ACROS 580 и белорусский «Полесье GS 12»; американский MF 9790 и LEXION 480.
Испытания проводились в пределах одного часа на засеянных озимой пшеницей полях с урожайностью 39,21 – 41 центнера с гектара. Убранная площадь составила 3,4 и 3,46 гектара.
Объективность испытаний достигалась тем, что все комбайны были укомплектованы одинаковыми адаптерами. LEXION 570 и New Holland CR 9080 – девятиметровыми жатками, остальные – семиметровыми. Машины подбирались одного года выпуска и были разбиты по группам в зависимости от мощности двигателя. В частности, на одном из полей работали новенькие ACROS 580 и «Полесье GS 12». Таким образом, все машины были поставлены в одинаковые условия, что не оставляет сомнений в непредвзятости и объективности итоговых результатов тестов.
Согласно протоколу, ростсельмашевский комбайн превзошел конкурентов сразу по нескольким ключевым параметрам. Прежде всего, ACROS 580 показал лучший результат по производительности (16,85 тонн пшеницы в час). Это на один процент выше, чем у MF 9790, и на восемь процентов, чем у LEXION 570, которые заняли последующие места. Интересно, что ростовский «одноклассник» из соседней Беларуси отстал от конкурента сразу на девять процентов.
Остается только догадываться, почему зарубежные машины, заявляемые производителями на несколько классов выше российской модели и стоящие в два раза больше, показали такие провальные результаты.
Что немаловажно в условиях растущих цен на топливо, ACROS 580 оказался и самым экономичным по расходу горючего – 7,22 литра на гектар. Далее по этому показателю идут LEXION 480 – 10,29 литра, LEXION 570 – 11,76 литра, MF – 12,35 литра, «Полесье» – 12,65 литра и New Holland – 12,94 литра.
Показательно, что в данном случае большая мощность машин сослужила плохую службу белорусам. Их более высокая мощность (330 лошадиных сил против 300 ростовских) при меньшей производительности заставила сжечь почти вдвое больше топлива на гектар. А это при нынешней средней цене почти 30 рублей за литр сразу же повысило стоимость убранного зерна на той же площади на 150 рублей на гектар. В условиях же хозяйств с большими уборочными площадями это выльется в значительную «копейку» для умеющих считать расходы аграриев. На тысяче гектаров расходы уже превысят 160 тысяч рублей.
По мнению специалистов, столь высокий расход топлива связан с тем, что GS 12 укомплектован не самым экономичным двигателем. Тот же «Ростсельмаш» отказался от такого типа моторной установки для своих комбайнов еще несколько лет назад.
Кроме того, ростовская машина стала лучшей по такому важному показателю, как потери зерна при уборке. ACROS 580 допустил их всего 0,35 процента, «Полесье» – 0,4 процента, LEXION 570 – 0,46 процента, LEXION 480 – 0,48 процента, MF – 0,53 процента, New Holland – сразу три процента.
А, вероятно, самым объективным итогом испытаний стал тот факт, что удачливый победитель баталии ACROS 580 сразу же с полевых тестов отправился на работу в СХП «Дубрава».
«Данная модель заняла первое место по всем показателям, – подытожил директор СХП «Дубрава» Петр Попов. – У нее оптимальная мощность, ширина захвата жатки, хорошая пропускная способность, очистка. Кроме того, комбайнер может отследить работу различных систем, чтобы вовремя отрегулировать и минимизировать потери. У комбайна хорошая эргономика, в кабине созданы комфортные условия для работы. В целом комбайн прост и удобен, а это дополнительные возможности для роста производительности».
Возможно, именно эти результаты дойдут до отечественных аграриев и убедят их в том, что дорого – не значит качественно, а «покупать российское» – это вовсе не сиюминутный лозунг, а практичное вложение инвестиций.