Алена купила ноутбук в одной из крупных торговых сетей, продающих сотовые телефоны и портативную технику. Через полгода ноутбук перестал работать, и девушке пришлось отдать его в ремонт по гарантии. В течение двух месяцев специалисты сервисного центра пытались отремонтировать технику, но все было безрезультатно – ноутбук самопроизвольно отключался. Может ли Алена просто вернуть потраченные деньги или ей придется ждать полного устранения неполадок, рассказывают эксперты.
Татьяна Пашевина, ведущий специалист-эксперт Роспотребнадзора:
«Согласно закону «О защите прав потребителей», если в приобретенном товаре обнаружены недостатки, покупатель вправе потребовать его ремонта, замены или возврата потраченных средств. Указанные требования предъявляются продавцу, уполномоченной организации (уполномоченному индивидуальному предпринимателю), импортеру или изготовителю.
Однако приобретенный Аленой ноутбук относится к категории технически сложных товаров. В данной ситуации она вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней с момента покупки.
По истечении этого срока (как случае с Аленой) отказ от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из следующих пунктов:
обнаружение существенного недостатка;
нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара (до 45 дней);
невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
В ситуации с Аленой понятно, что в ее ноутбуке обнаружен существенный недостаток, который проявляется вновь после ремонта, поэтому она может предъявить требование о замене ноутбука или потребовать вернуть деньги. При этом следует оформить свое требование в виде письменной претензии, составленной в двух экземплярах.
Напомним, что возврат денег должен быть произведен в 10-дневный срок, а замена товара – в течение семи дней. За нарушение этих сроков предусмотрена имущественная ответственность – выплата неустойки покупателю в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Следует отметить, что Роспотребнадзор не вправе в административном порядке обязать продавца удовлетворить требования потребителя. Это может сделать только суд, куда владелец неисправного товара может обратиться, если его требования не были удовлетворены в установленный срок. При этом Роспотребнадзор может участвовать в процессе в качестве эксперта, дающего соответствующее заключение по делу. Услуги Роспотребнадзора предоставляются бесплатно».
Денис Пашкин, руководитель юридической компании «Аврора»
:
«В данной ситуации закон «О защите прав потребителей» дает однозначную модель поведения потребителя и продавца. Срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней, и в случае несоблюдения этих сроков потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные законом, в том числе – возврата потраченных на покупку товара денег.
Обращаться в случае возникновения подобных ситуаций следует к продавцу (именно в том месте, где был куплен товар) и исключительно в письменной форме для того, чтобы зафиксировать свои требования и дату обращения. Также не следует поддаваться на уговоры продавца обратиться в сервисный центр, то есть организацию не уполномоченную производить замену товара (и тем более возврат уплаченной за товар суммы), в том числе и для проведения проверки качества. Продавец сам обязан отправить товар на проверку качества.
В законе есть разграничение прав потребителей в зависимости от того, считается ли товар технически сложным. В случае, если товар относится к данной категории, потребитель вправе сразу требовать возврата уплаченной им суммы только в течение 15 дней после покупки товара (даже если имеется несущественный недостаток) или в течение гарантийного срока, но только при наличии существенного недостатка.
Существенным недостатком с точки зрения потребителя может считаться неполадка, которая не позволяет пользоваться товаром в тех целях, для которых он приобретался (к примеру, для смартфона – функция входящих и исходящих звонков) либо если неполадка не может быть устранена без замены основной комплектующей товара (к примеру, системной платы)».
Анна, хозяйка несправной техники:
«В апреле прошлого года приобрела нетбук в одной из торговых точек крупной федеральной компании. Уже в сентябре пришлось отдать его в ремонт по гарантии из-за неисправности – не успев загрузиться, он внезапно отключался. Долгое время нетбук ремонтировали, периодически сообщая мне о том, что устранить неполадку не удается. Хотела вернуть деньги, но после проверки качества пришел отказ.
После этого снова сдала нетбук в ремонт, так как неисправность не устранили, и техника также произвольно отключалась во время работы. В итоге мне до сих пор не возвращают деньги, ссылаясь на неисправность компьютерной мышки, которой я пользуюсь. Решила обратиться в Роспотребнадзор, где мне сказали, что их услуги будут стоить около 13 тысяч рублей. Теперь, если учесть, что сам нетбук стоил около семи тысяч рублей, даже не знаю как быть – может, стоит уже купить новый, чтобы наконец-то использовать его по назначению…»