Треть россиян имеют представление о том, чем занимаются кредитно-потребительские кооперативы. При этом всего лишь два процента соотечественников пользуются их услугами. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
Лучше всего о работе кооперативов информированы жители городов с численностью от 100 до 500 тыс. человек (43% против 37% в целом по России). А среди тех, кто ничего не знает об этих организациях, преобладают москвичи и питерцы. Потенциальный спрос на услуги кредитных кооперативов пока находится на минимальном уровне. Не более 3% россиян планируют обратиться в подобные организации в течение ближайших двух-трех лет. Подавляющее же большинство опрошенных (94%) не пользуется быстрыми займами и не планирует этого делать в принципе.
Низкая популярность кредитных потребительских кооперативов во многом обусловлена многочисленными скандалами, которые прокатились по всей России в конце 2000-х. В частности, в Ростовской области в августе 2008 года шло громкое разбирательство с местным кооперативом «Гарантия». По информации областной прокуратуры, руководителя кредитно-потребительского кооператива похитил 600 млн рублей. Ростовский суд приговорил Сергея Власенко к восьми годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
В 2009 году вступил в действие Федеральный закон N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», определивший правовое поле деятельности таких организаций, а так же ужесточивший контроль за ними. По закону, кредитный кооператив не может зарабатывать ни на чем другом, кроме как на привлечении вкладов и выдаче займов пайщикам, а размещать свободные средства может только в банках, кредитных кооперативах второго уровня и в государственных ценных бумагах. Остальные виды деятельности незаконны. Таким образом, закон решил самую важную проблему – позволил отсеять кооперативы, имеющие признаки финансовых пирамид.
Кредитный потребительский кооператив граждан – некоммерческая финансовая организация, специализирующаяся на финансовой взаимопомощи путем предоставления ссудо-сберегательных услуг своим членам. Это особая организационно-правовая форма, дающая право оказывать финансовые услуги ограниченному кругу лиц. Пайщики типичного КПКГ – это жители одного города, однако рамки могут быть гораздо уже, вплоть до работников одного предприятия.
Более того, профессиональные объединения кредитных кооперативов разработали для населения свод базовых правил: как отличить цивилизованную структуру от мошеннической. Во-первых, кооператив должен не только принимать средства от населения, но и обязательно выдавать займы. Во-вторых, «правильным» кооперативам не свойственна агрессивная реклама: им хватает клиентов в собственной среде, которая и так осведомлена об их деятельности. В-третьих, следует опасаться сетевых структур, действующих в нескольких регионах. Кооператив должен работать там, где он зарегистрирован. Иначе нарушается принцип локальности, да и общие собрания пайщиков вряд ли проводятся.
Тем не менее сегодня отсутствие потребности пользоваться услугами кредитных кооперативов и предпочтение других финансовых организаций – главный сдерживающий фактор активного распространения подобных услуг. На втором месте – низкая информированность о данных организациях. Низкий уровень доверия финансовым институтам в целом и кредитным кооперативам в частности замыкает тройку барьеров. Это, прежде всего, связано с тем, что зачастую под «маской» кредитных кооперативов скрываются финансовые пирамиды. Сейчас с усилением контроля за данной сферой и необходимостью вступать в само регулируемые организации (СРО) ситуация улучшилась.
На сегодня в России насчитывается более 3,5 тысяч КПКГ. В Ростовской области работает шесть подобных организаций. При этом нужно отметить, что большей популярностью пользуются сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, которых в регионе насчитывается аж 44.
Уровень пользования услугами кредитных потребительских кооперативов*
*Возможны несколько вариантов ответа
Источник: НАФИ
По словам директора по коммуникациям НАФИ Юлии Барабановой, для дальнейшего развития все же есть несколько причин. Во-первых, уровень доходов населения во многих регионах невысок, поэтому далеко не все могут воспользоваться именно банковскими услугами. Во-вторых, отделения кредитных организаций распределены по стране не равномерно, а значит есть проблема физической доступности банковских услуг. Именно поэтому россияне рассматривают различные альтернативные финансовые инструменты, в том числе и услуги кредитных кооперативов.
Как отмечают финансисты, причина непопулярности услуг подобных организаций лежит, прежде всего, в наличии солидарной ответственности. В условиях кризисных экономических ожиданий, закономерно, что граждан пугает перспектива нести ответственность по обязательствам других в случае потери платежеспособности.
Вступают ли ростовчане в КПК, читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото с сайта Аsks.ru