Топливная ситуация обострилась после озвученных в феврале и марте 2012 года тогда еще премьером Владимиром Путиным требований к нефтяным компаниям снизить цены на нефтепродукты. Тогда же и пошли разговоры о топливном кризисе, слухи достигли донскую столицу несколько позже – в конце апреля – начале мая.
Прислушавшись к распоряжению премьер-министра, предприниматели зареклись повышать цены на внутреннем рынке и тут же предпочли ему зарубежный, цены на котором не регулируются.
В результате очень скоро председателю правительства пришлось разбираться с ситуацией нехватки топлива на внутреннем рынке. Глава правительства поручил руководителям соответствующих ведомств провести мониторинг и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах дефицита. Одновременно с этим проверку нефтяных компаний начала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, а пресечь ценовой сговор производителей и продавцов топлива пообещала Генпрокуратура.
Тем не менее топливный кризис в России не сбавил темпов, а, напротив, продолжил набирать обороты. В конце апреля перебои с поставками бензина уже были отмечены в Москве. Представители нефтяных компаний объяснили топливный кризис стечением обстоятельств: совпадением резкого роста цен на сырую нефть с ростом акцизной нагрузки на литр бензина, поступающего потребителям. Однако Минфин в свою очередь заявил, что внезапно возникший дефицит связан не с увеличением акцизов, а с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение мировых цен на нефть.
Так или иначе, для решения топливного кризиса правительству пришлось принять экстренные меры. В частности, было принято решение закрыть потребность в топливе за счет сокращения экспорта нефтепродуктов. Замминистра энергетики РФ Сергей Кудряшов 28 апреля анонсировал прекращение экспортных поставок в мае и пообещал, что власти не будут вводить госрегулирование цен на топливо по причине достаточных запасов нефтепродуктов.
Отметим, что решение о прекращении экспорта бензина независимые аналитики встретили с недоумением. Дело в том, что Россия экспортирует лишь восемь процентов всего объема произведенных нефтепродуктов. Причем неразвитый нефтеперерабатывающий сектор вынуждает продавать за рубеж, в основном, сырую нефть, дизельное топливо и мазут.
В конечном счете Кабинет министров принял решение с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин до 90% от ставки пошлины на нефть (ранее ставка исчислялась, исходя из коэффициента 0,67 ). Таким образом, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, включая бензин, была повышена с $283,9 до $304 за тонну. Однако полностью выровнять сложившуюся кризисную ситуацию так и не удалось.
Однако, несмотря на все усилия властей обуздать рост цен на моторное топливо, топливный кризис не прекращается, а общественная реакция на него все больше напоминает массовую истерию. Многие действуют чисто по интуиции, не задумываясь, что происходит: сказали, что дефицит, значит, надо хватать, а этим самым еще более ужесточается дефицит.
«В соответствии с поручениями президента и правительства Российской Федерации в регионах организован постоянный мониторинг изменения ситуации на рынке нефтепродуктов. В настоящее время, по информации администраций муниципальных образований Ростовской области, серьезных проблем со снабжением потребителей нефтепродуктами нет.
Объемы топлива находящегося в регионе постоянно изменяются. Однако поставщики нефтепродуктов имеют так называемый неснижаемый остаток топлива на нефтебазах. В случае возникновения проблем с поставками нефтепродуктов на территорию Ростовской области, данного количества топлива хватит для непрерывного снабжения потребителей области в течение 10 дней, что позволит принять меры по организации дополнительных поставок.
Ситуация со сбоем поставки нефтепродуктов из-за запрета использования некоторых типов цистерн не скажется на снабжении топливом потребителей Ростовской области. К нам топливо доставляется как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Ространснадзор после нескольких крупных аварий на железной дороге принял решение вывести из эксплуатации более 30% цистерн для транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Рассматривается вариант отмены решения Федеральной службы надзора в сфере транспорта в связи с тем, что данное решение может привести к дефициту бензина и дизтоплива. В настоящее время вагоностроительные компании обязались внести изменения в техническую документацию цистерн, что позволит вернуть в обращение выведенные из эксплуатации вагоны», – рассказал корреспонденту 161bank.ru заместитель министра – начальник управления энергетики и предприятий нефтегазового комплекса Ростовской области Евгений Прусов.
Чиновник добавил, что региональной службой по тарифам проводится еженедельный мониторинг цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на территории Ростовской области и Южного федерального округа. Так, по состоянию на 18 мая средняя цена по Ростовской области за литр бензина марки АИ-92 составляет 26,58 рубля, АИ-95 и выше – 29,12 рубля, дизельное топливо 27,40 рубля. За период с 01.04.2012 по 18.05.2012 средние цены на бензин не изменились.
Как уверяют в Министерсве экономического развития области, в настоящее время предпосылок для наступления дефицита бензина на автозаправочных комплексах Ростовской области нет.