Зарплаты российских чиновников должны быть на 20 процентов ниже, чем в частных компаниях. Такое мнение высказал в центральной прессе заместитель главы Министерства экономического развития (МЭР) России Олег Фомичев. По его словам, люди идут в чиновники «за стабильностью, здесь нет риска, как в бизнесе». «Кроме того, госслужба – это еще и возможность самореализации, достижения карьерных целей. Именно потому на госслужбе уровень оплаты должен быть ниже, чем в бизнесе», – считает чиновник.
При этом замглавы МЭР уверен, что разрыв в зарплате нельзя делать очень большим. «Иначе у чиновников пропадает стимул к работе – самые способные молодые люди уходят в коммерческие структуры», – пояснил он. В настоящее время, по оценкам Фомичева, разрыв в зарплатах чиновников и сотрудников коммерческого сектора «в среднем значительно больше 30 процентов».
«Отрадно, что господин Фомичев чувствует разницу между работой бизнес-структуры, в которой все крутится благодаря способностям руководителя, и государственным учреждением, которое «сидит» на бюджете, – говорит бизнесмен, индивидуальный предприниматель Иван Горовой. – Примечательно, что я вынужден активно поворачиваться сам, чтобы заработать на себя и на того парня, а чиновник может «ковырять пальцем в носу», потому что ему в начале года довели сметное финансирование из бюджета, и хоть трава не расти, а свою зарплату он получит дважды в месяц – аванс и «получку». Ведь как ни крути, бизнесмены, предприниматели всех мастей – это доходная часть бюджета, а сотрудники разных госучреждений – это таки расходная его часть. Удивляет только, почему у нас заказывает музыку не тот, кто платит, а как бы совсем наоборот? При этом сама шкала, по которой предлагается оценивать труд чиновника, представляется мне какой-то ущербной. А если я сегодня заработаю десять тысяч в месяц, а завтра полтора миллиона? Считать все равно будем от моей зарплаты минус 20 процентов?»
«Конечно, есть смысл провести грань между чиновниками, которые реализуют четкий объем задач, и бизнесменами, которые не могут считаться успешными, не внедряя новых идей и не расширяя своего дела, – считает чиновница среднего звена одного из региональных департаментов, пожелавшая сохранить инкогнито (этот факт, кстати, сам по себе является говорящим – немного найдется тем, которые госслужащие готовы обсуждать в СМИ открыто, в отличие от представителей бизнеса, – прим. авт.). – И, тем не менее, в госструктуре в целях экономии бюджетных средств нет смысла держать неэффективного, плохо работающего сотрудника. Чтобы оценить приносимую им пользу, существуют аттестации, да и объективно всегда можно судить о нем по тому объему работы, которую он выполняет на своем участке».
Таким образом, чем измерить общественную пользу от работы чиновников и бизнесменов – один из основных вопросов, который встает сегодня перед власть имущими. Олег Фомичев, в частности, высказывается за идею привязать зарплату чиновников к эффективности их труда, однако, по его словам, сделать это непросто. Замминистра уточнил, что его министерство вместе с Минздравсоцразвития уже готовит поправки в закон, по которым руководители федеральных органов власти получат право устанавливать внутри своих ведомств для отдельных должностей систему оплаты труда в привязке к эффективности их деятельности.
«Возможно, это будет сделано в пилотном режиме для высших управленцев, которым доверяется какой-либо крупный проект. Такая схема возможна и для чиновников, которые общаются с населением – выдают справки, отвечают на запросы. Или для госслужащих, осуществляющих «транзакционные» работы. В этих случаях подсчитать эффективность достаточно просто, могут быть количественные показатели по числу принятых посетителей, проведенных транзакций. И в зависимости от достижения этих целей могут выплачиваться бонусы, премии. Но есть должности, когда оценить эффективность чиновников сложно. И для них система оплаты труда пока останется прежней», – отметил Олег Фомичев.
Фото: Фото с сайта Babble.com