«Распятие» в той раме, которую и уготовил картине художник, выставили в Ростовском областном музее изобразительных искусств на Чехова, 60. В ноябре прошлого года полотно уже произвело сенсацию. Ранее неизвестная специалистам по творчеству Ге, не вошедшая ни в один альбом художника картина была обнаружена в фондах Музея истории донского казачества.
История «Распятия» вполне может стать сюжетом для исторического детектива. В 1884 году художник Николай Ге сообщил своему другу Льву Толстому, что он задумал «Страстной цикл» и уже начал писать два полотна. Одно – распятие, а другое изображает Христа в преддверии наступающего страдания. Одно из полотен – «Голгофа» – сегодня находится в Третьяковской галерее. Вторая картина считалась утраченной – до минувшего года. Готовя выставку «Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения», сотрудники Государственной Третьяковской галереи подняли множество биографических документов и в числе прочего нашли письмо, написанное в 1961 году Леонидом Шолоховым – директором музея истории донского казачества в Новочеркасске. В письме сообщается, что с 20-х годов ХХ века в музее хранится картина Ге «Распятие». Небольшой черно-белый снимок полотна прилагался к письму. Так началась история возвращения шедевра: снимок заинтересовал экспертов, они попросили коллег из Новочеркасска прислать фотографии деталей изображения, а позже ученые приехали проводить экспертизу подлинности.
Установили – подлинник. Как выяснилось, он попал в музей в начале 30-ых годов из одного новочеркасского храма, которые тогда массово любили переделывать в конюшни или склады. И вот впервые за 128 лет своей жизни картина великого русского художника покинула Новочеркасск. Путешествие из Новочеркасска в Ростов застраховали на впечатляющую сумму – 500 тысяч евро. Сама же картина – бесценна. Хотя с термином «найденный шедевр» согласны далеко не все. Заместитель директора музея истории донского казачества по научной работе Евгения Ситливая – в числе противников.
«Распятие» не терялось! Оно «всегда было» в запасниках музея. Просто не было введено в широкий научный и выставочный оборот», – поясняет она.
Выставку «Одного шедевра» в Ростовском музее изобразительных искусств вместе с представителями «хозяев» шедевра из Новочеркасска и принимающей стороной открывали священнослужители. Художник, создавая цикл картин о страданиях Христа, верил в то, что искусство «творит добро и совершенствует человека». И на выставке ценители творчества Николая Ге в полной мере могут ощутить эту уникальную энергетику веры.
Всего в Ростовской области три творения Ге – один графический лист (из Новочеркасска же и представлен на этой выставке) и две работы хранятся в Таганроге в художественном музее.
«Страсти на картине распятия кипят! Но их кипение – не внешнее. Давайте, я вас прошу, проведем мысленный эксперимент – представьте на минуту, что здесь нет распятия. Остался только фон – вы посмотрите, как он насыщен борьбой, динамикой, напряжением, трагизмом! Без распятия, только один фон скажет, что здесь произошло какое-то эпохальное, вселенское событие, трагедия, – делится своими ощущениями искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, научный сотрудник музея ИЗО Валерий Рязанов. – Вот Ге был подлинным экспрессионистом! Да, экспрессионизм, зародившись в Германии, сочетал красное и зеленое и так далее, но это внешний экспрессионизм, а подлинный – это экспрессионизм души. Когда художник волнуется и чувством своим несет огромный эмоциональный заряд.
А посмотрите, как строится образ, как уравновешивается умиротворенный, успокоенный Христос и бурлящие страсти пространства, мира, окружающие его.
Облака, тучи, бури, неизвестно что происходит! Столкновение! И вот – образ человека, который жизнь отдал ради счастья людей.
Это потрясающе, и в ней нет иллюстративности, которая характерна для многих вещей библейской тематики. Здесь внешнее спокойствие и отсутствие театральности и жестикуляции.
Но когда всматриваешься – вся гамма тревожна и драматична. Темный, серый, напряженный цвет. Ге – настоящий колорист. Он в цвет заложил взрывную силу, посвященную Христу, который, казалось бы, внешне совсем обессилен, замучен. Но Христу, который дал миру духовные ориентиры. И художник призывал творчеством своим обратить взор на нравственный смысл жизни».
Ощутить подлинный экспрессионизм и не только можно до 1 апреля. Кстати, в зале, где находится обретенный шедевр, размещены также графика Ге, произведения древнерусской иконописи, графика 19 века, предметы декоративно-прикладного искусства 18-19 веков из фондов Ростовского областного музея изобразительных искусств – всего 25 единиц.
Для интересующихся – в конце марта выйдет журнал «Русское искусство» со статьей куратора Третьяковской галереи Татьяны Карповой о «Распятии ГЕ», хранящемся в Новочерксске.