Бизнес Опасная зависимость

Опасная зависимость

Жизнь в условиях неопределенности привычна для российского бизнеса. Меняющееся законодательство и негласное право государства принимать решение о судьбе той или иной отрасли выработали у предпринимателей иммунитет к рискам, который, в свою очередь...

Жизнь в условиях неопределенности привычна для российского бизнеса. Меняющееся законодательство и негласное право государства принимать решение о судьбе той или иной отрасли выработали у предпринимателей иммунитет к рискам, который, в свою очередь, нередко мешает им верно ценить более предсказуемые внешние факторы. Так, заполучив одного крупного покупателя, многие производители забывают о диверсификации рисков, в то время как излишняя зависимость от контрагента может обернуться для компании весьма плачевно.

Бег с препятствиями

Строить бизнес в России – это как бежать по пересеченной местности, преодолевая разнообразные препятствия. Уверенности сегодня не добавляет и сложная ситуация в мировой экономике. Так, результаты сентябрьского исследования о состоянии делового климата в промышленности и ожиданиях предпринимателей на ближайшие 3-4 месяца (проводимого Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» совместно с Центром развития и Институтом экономики переходного периода) продемонстрировали существенное ухудшение ситуации в промышленном секторе экономики. Индекс предпринимательской уверенности в сентябре 2011 года упал до рекордно низкого в текущем году уровня – минус 8 пунктов. Падение, по данным исследования, произошло, главным образом, «за счет существенно ухудшившихся ожиданий предпринимателей, в частности, пессимистичного настроя относительно будущего объема производства». Компании уже заметили сокращение платежеспособного спроса и говорят об увеличившихся фактах применения серых зарплатных схем. При этом эксперты не исключают дальнейшего ухудшения ситуации.

Подобные настроения в бизнесе директор консалтинговой компании «Менеджмент Апгрейд» Алексей Зайцев объясняет взаимосвязью российского и мирового бизнеса. «У нас страна такая, мы зависим от курса нефти, от международных контрагентов. Все уже поняли, что «островком стабильности» нам остаться в любом случае не удастся. Сложности на мировых рынках по цепочке и очень быстро распространяются на отечественный бизнес», – отмечает он.

Эстафета банкротства

«Неопределенность, существующая в нашей стране постоянно, во время кризиса возрастает многократно», – говорит руководитель консалтинговой группы «Беспалов и партнеры» Александр Беспалов. Подтверждают его слова и данные Федеральной налоговой службы (ФНС): в первом полугодии 2009 года прекратили свой бизнес почти четверть миллиона коммерсантов. В основном пострадали малые и средние предприятия. По информации ФНС, о закрытии крупных компаний было объявлено в первом полугодии 2009 года 143,5 тысячи раз. «Два года назад малый бизнес просто лег и до сих пор полностью не оправился. И во многом его проблемы были связаны со сложностями крупных корпораций, – комментирует генеральный директор компании «Аудит Баланс» Валентина Арсеньева. – Малый бизнес работает на задворках у большого: если вдруг трудности вскрылись у крупных компаний, то организации поменьше, зависящие от них, автоматически умирают».

«С подобной ситуацией столкнулся один из наших клиентов, крупнейший дистрибьютор бытовой техники и электроники, когда в 2009 году его финансовая устойчивость попала под угрозу из-за дефолта нескольких его крупных покупателей, – рассказывает заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. – Безусловно, тот факт, что данное предприятие предоставляет своим контрагентам отсрочку платежа, используя наш продукт «Факторинг-Гарант», позволил ему избежать серьезных финансовых проблем. Получая от НФК поручительство под подставку определенному заказчику, компания тем самым страхует себя: если контрагент не оплатил счет, то фактор возмещает 90% от суммы поставки клиенту и далее самостоятельно занимается взиманием задолженности в свою пользу. Одна из самых крупных разовых выплат НФК в пользу данного клиента составила 11 млн рублей».

Однако практика показывает, что мало кто из компаний настолько предусмотрительно относится к рискам неплатежей, чтобы воспользоваться страхованием. Поэтому нередко приходится слышать о компаниях, которые долгое время добиваются в суде выплат от контрагентов. Но к моменту возвращения задолженности их самих уже признают банкротами.

Хотя до реального разорения контрагент доводит компанию не так часто, невозвраты могут доставить массу проблем, даже если компания решила простить долг. Так, на бухгалтерских сайтах обсуждают ситуацию с компанией «Архбум». Предприятие произвело предварительную оплату за лесоматериалы, однако вскоре поставщик был ликвидирован, а оставшуюся от него задолженность решено было списать в качестве безнадежной. Вследствие этого, по мнению представителей «Архбума», они имели все основания для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Однако даже это компании потом пришлось долго доказывать в нескольких инстанциях в суде.

Переходим на бизнес-многоборье?

Оценивая сегодняшнюю ситуацию на рынках, многие эксперты признают, что направления ее развития сложно прогнозировать. «В условиях непредсказуемости даже самые грамотные планы и стратегии могут оказаться нереализуемыми. Соответственно, выигрывают те компании, которые готовы подстраиваться под происходящее на рынке и реагировать, используя гибкую политику», – считает Александр Беспалов. «Важно не иметь такой зависимости от контрагента, которая может повредить бизнесу. Задача управленцев – держать наготове запасной вариант: альтернативного поставщика или дистрибутора, чтобы в сложный момент переключаться на него», – дает совет Алексей Зайцев. «Безусловно, делать все ставки на одного клиента, даже если он очень надежный и очень стабильный, – это стратегическая глупость, которую не стоит делать и вне кредитных отношений. Компания должна диверсифицировать свои риски», – отмечает, в свою очередь, бизнес-консультант Валерий Гончарук.

Однако реалии отечественного рынка говорят о том, что рискуют не только предприятия, ориентирующиеся в формировании сбытовой политики на очень узкий круг заказчиков. Непростая экономическая ситуация может сказаться на целой отрасли, а следовательно, подкосить финансовое состояние сразу группы клиентов. В качестве одного из довольно распространенных рецептов, позволяющего избежать подобного риска, эксперты предлагают развитие альтернативных направлений бизнеса. «Сегодня нельзя полагаться на один вид деятельности, это сложно и опасно – можно остаться ни с чем. В нынешней ситуации актуальной становится задача поиска новых направлений», – считает Валентина Арсеньева. Так, по словам эксперта, в кризис многие холдинги смогли удержаться за счет более прибыльных подразделений и пострадали гораздо меньше, чем те компании, которые концентрировались на каком-то одном виде деятельности.

Расставляем препятствия сами

Диверсификация – решение, которое в определенной степени защищает от таких глобальных и сложно прогнозируемых рисков, как отраслевые кризисы. Однако оно подразумевает немалые финансовые риски, связанные с выходом на новые рынки, а также трудности последующего управления сложной организационной структурой предприятия. Кроме того, на практике, причина, по которой многие отечественные предприятия страдают от неплатежей, гораздо чаще связана с их собственной непредусмотрительностью: отсутствие элементарной оценки контрагентов и системы управления дебиторской задолженностью. «Единственный способ избежать риска и не потерять средства при разорении дилеров – тщательный отбор и ограничение «дебиторки». Больше ничего!» – уверен Валерий Гончарук.

По словам Александра Беспалова, случаи, когда крупная компания разорялась резко и неожиданно, встречаются в бизнесе крайне редко. «Чаще всего банкротству предшествует множество трудностей (финансовых, управленческих), но о них нередко не знают большинство контрагентов. Застраховаться от этого сложно. Единственный выход – вести постоянный мониторинг бизнеса клиентов», – говорит эксперт.

Как замечает Корнелиу Робу, сигналом, который может свидетельствовать о сложностях у покупателя, должна стать даже задержка платежей. «Многие управленцы занижают серьезность риска ухудшения платежной дисциплины контрагентов. Однако несвоевременная оплата даже со стороны одного клиента может повлечь за собой опасный сдвиг в денежном потоке. В том случае, если на данного заказчика приходится значительная доля продаж, задержка способна привести к нехватке оборотных средств », – комментирует эксперт НФК. Если же в один момент крупный заказчик окажется не в состоянии исполнить обязательства по оплате продукции, то последствия для производителя могут быть весьма болезненны.

По словам Валентины Арсеньевой, одной из возможностей приобрести дополнительную уверенность в безопасности является страхование коммерческих кредитов. В этом случае организация снижает риск неплатежа контрагента, поскольку полис покрывает около 70-90% возможных потерь. Однако многим компаниям данный вид услуг недоступен, так как страховщиков не привлекают покупатели из малого бизнеса.

«По словам наших клиентов, они нередко сталкиваются с отказами со стороны страховых компаний, поскольку последние предпочитают работать с предприятиями, сумма оборота которых приближается к 400-500 млн рублей в год, – подтверждает Корнелиу Робу. – В качестве альтернативы мы предлагаем уже упомянутый «Факторинг-Гарант». Условия работы с данным финансовым продуктом во многом даже привлекательнее страхования. Так, мы готовы работать с клиентами, сумма оборота на страхование которых от 60 млн. рублей в год. При этом наши клиенты отмечают, что, перейдя на факторинговое обслуживание, они смогли получить ряд выгод, среди которых – больший размер лимитов на дебиторов, больший процент покрытия риска, оптимизация расходов на оплату комиссии за покрытие риска. Также им стало комфортнее работать, поскольку фактор предъявляет менее строгие требования по обязательной передаче всей дебиторской задолженности».

В заключение хотелось бы сказать, что в психологию отечественного бизнеса свои коррективы вносят и решения государства, и пережитые кризисы. Однако не стоит списывать на неопределенность отсутствие желания у многих предпринимателей заниматься в принципе стратегическим планированием и оценкой риска компании. В действительности, многие факторы вполне поддаются прогнозированию, и более того – для минимизации их влияния существуют готовые инструменты. Как верно заметил Валерий Гончарук, ответ на вопрос, как обезопасить компанию от неплатежей контрагентов, на самом деле предельно прост – грамотная финансовая политика.

Игорь СЕРЕБРЯКОВ

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления