Новые правила техосмотра автомобилей не несут экономической выгоды для российских страховых компаний. По статистике, доля аварий, произошедших из-за технических поломок, ничтожна мала, поэтому привязывать заключение договоров ОСАГО к процедуре получения талонов ТО не имеет смысла, считают страховщики. По мнению участников рынка, отмена ежегодного техосмотра не только вызовет одобрение со стороны автолюбителей, но и не повлияет на стоимость автогражданки.
С 1 января 2012 года вступают в силу новые правила техосмотра, которые значительно изменят действующий порядок его прохождения. И вот, когда до официального момента передачи контролирующих функций от МВД независимым экспертам осталось чуть меньше месяца, участники страхового рынка заговорили о необходимости радикальных мер – о полной отмене процедуры техосмотра для всех автомобилей. Страховщики вновь взывают к опыту европейских стран, где подобного контроля за техническим состоянием авто уже давно нет.
По словам генерального директора страховой компании «Ингосстрах» Александра Григорьева, на фоне бурного обсуждения нового порядка прохождения ТО неизбежно возникают разговоры о том, кто и насколько обогатится благодаря обязательной процедуре. Страховщики решают, как именно привлечь клиентов в изменившихся условиях, ведь теперь вопрос заключения ОСАГО напрямую зависит от получения талона техосмотра.
Между тем, новые правила прохождения ТО, вопреки существующей дискуссии, действительно не несут дополнительной выгоды для страховщиков. Во-первых, страховые компании не смогу заключить с автомобилистом договор по ОСАГО без талона о пройденном техосмотре. Жесткая привязка к деятельности коммерческих операторов ТО не дает страховому рынку самостоятельно наращивать портфель по автогражданке. Во-вторых, возможность требовать возмещения с оператора техосмотра, выдавшего талон на машину виновника ДТП, из-за неисправности которой произошла авария, крайне мала.
«По статистике ГИБДД за 2010 год лишь 0,6% ДТП происходит из-за эксплуатации технически неисправных средств, – говорит президент профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств Игорь Ямов. – Остальные аварии являются следствием человеческого фактора. Поэтому рассчитывать на огромную прибыль, возмещенную оператором ТО после дорожных происшествий с неисправным автомобилем, страховым компаниям не приходится».
Участники рынка полагают, что необходимость прохождения техосмотра как обязательного условия безопасности давно отпала. «Надо вообще его отменить, – считает Александр Григорьев. – Это будет чисто экономический ход, который избавит россиян от столь неприятного мероприятия. Если мы задумываемся о защите интересов и прав граждан, то техосмотр надо отменить однозначно. И тогда не будет лишних споров, проблем с аккредитацией станций техобслуживания и расходования бюджета Российского союза автостраховщиков. Главное, что это не окажет влияния на стоимость полиса ОСАГО, а удобство от этого шага оценят все».
Подобную инициативу поддерживают и во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). По словам президента ВСС Андрея Кигима, необходимость проведения ежегодного техосмотра давно осталась в прошлом – сейчас ситуация на дорогах другая, нежели была в то время, когда вводили ТО.
Участники рынка предложили Российскому союзу автостраховщиков озвучить эту идею перед новым правительством, чтобы избавить россиян и себя от столь неприятного мероприятия. Вопросы технического состояния автомобиля должны стать заботой дилера, продавшего автомобиль, и самого автовладельца.