Условия по кредиту, надежность банка и длительный опыт работы – тройка основных критериев, по которым предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) выбирают банк в целях получения кредита. Таковы результаты всероссийского опроса среди представителей МСБ, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). По мере увеличения размера бизнеса, важность надежности банка и его опыта работы на рынке МСБ возрастает. Так, например, среди микропредприятий надежность важна для 35%, а среди среднего бизнеса – уже для 41%.
Оперативность принятия решения о выдаче кредита важны для 10% компаний. «Компании среднего бизнеса в большей степени, чем микробизнес, уделяют внимание срокам принятия решения о выдаче кредита, и для них более важно наличие возможности оперативного рассмотрения вопроса кредитования. Доверительные отношения с банком или наличие личных контактов в качестве критерия выбора банка рассматривают также не более 10% организаций. При этом данный критерий более важен для микро- и малого бизнеса, чем для среднего», – отмечают эксперты НАФИ.
Положительными отзывами и рекомендациями коллег, партнеров или знакомых руководствуются только 4% предприятий. И это чаще микробизнес. Такой критерий выбора банка-кредитора, как соблюдение конфиденциальности информации, важен для 3% компаний, а профессионализм менеджеров – лишь для 1%.
По состоянию на конец октября у ведущих игроков рынка ставки для малого бизнеса пока сохранялись на прежнем уровне, то есть 18–20% по беззалоговым кредитам и 10–15% по залоговым. У большинства банков сохраняется комиссия – приблизительно один–два процента от суммы займа. Представителей бизнеса такое положение дел, конечно, не устраивает, однако банкиры на сложившуюся ситуацию пока повлиять не могут.
На традиционной конференции Альфа-Банка в Москве в конце октября председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» Петр Авен, отвечая на вопрос о соответствии кредитной политики российских банков потребностям и чаяниям малого бизнеса, заметил, что на самом деле все банки хотели бы больше кредитовать малый бизнес: «Это значительно более устойчивая схема, нежели кредитование крупного бизнеса. Банки к этому готовы. Но сегодня проблема малого бизнеса – это не проблема банков и кредитования, а проблема конкурентной среды. Известно, малому бизнесу у нас трудно. Ему приходится бороться с коррупционной средой. И поэтому этот сегмент не может развернуться, чтобы активнее привлекать кредиты. Мы бы с удовольствием его кредитовали в значительно больших объемах, создаем для этого кредитные модели, различные продукты. Повторюсь, банки к этому готовы и очень этого хотят. Но не готов сам малый бизнес».
Фото: Иллюстрация с сайта Squidoo.com