Помогать ученым реализоваться в технологическом предпринимательстве и определить потребности бизнеса – задача инновационного менеджера. Ростовская область серьезно отстала от инновационно развитых регионов России. Сегодня в Ростове уже стартовал проект «Инновационный лифт». О том, почему предприниматели не видят и не слышат интересные идеи, и почему хорошие проекты в вузах складываются на полку, 161bank.ru рассказал региональный представитель Futurussia Сколково, директор Центра развития бизнеса и инновационных технологий Григорий Потоцкий.
– Григорий Иванович, расскажите, чем занимается Futurussia Сколково?
– Сообщество инноваторов «Futurussia Сколково» это объединение, которое призвано выстраивать взаимосвязь с бизнесом, властью в регионах, активной молодежью. Строить эти отношения, а также находить интересные проекты, чтобы затем подавать их в ИЦ Сколково и содействовать реализации уже готового продукта в регионе. Сегодня практически в каждом регионе есть эксперты, представляющие наше сообщество и продвигающие идеи ИЦ Сколково. И это не одностороннее движение, я бы назвал его реверсивным: и от ИЦ Сколково в регионы, и наоборот. Во-первых, ИЦ Сколково не подразумевает, что туда заберут людей, и они там пожизненно будут существовать. Он подразумевает территорию, на которой та или иная технологическая разработка или проект из идеи или первоначальной разработки будет реализован в качестве опытного образца или продукции минимальной партии. А дальше этот проект может быть уже реализован по всей России в других регионах. То есть ИЦ Сколково можно назвать кузницей инноваций.
– Выходит, что предложение должно создать спрос?
– Сопредседатель Консультативного научного Совета Фонда «Сколково» Жорес Алферов придумал способ передачи сигнала. Все мы пользуемся сотовой связью, и эта технология полностью востребована. Спрос первый или предложение, курица или яйцо? Это философский вопрос.
– Как, по вашему мнению, станет ли востребовано все то, что будет произведено в ИЦ Сколково?
– Помимо того, что там будет развиваться Сколковский институт науки и технологии, помимо фондов развития, там будут размещены исследовательские центры крупнейших предприятий России и зарубежных фирм. То есть это место, где бизнес изобретает, отчасти, сам для себя, для своих потребителей. Тут же, в регионе, мы пытаемся выстроить свои отношения с бизнес-сообществом, в том числе это проект «Инновационный лифт». С одной стороны, мы будем способствовать реализации инновационных проектов молодых ребят, с другой – мы пытаемся определить в диалоге с бизнесом их потребности бизнеса, какого рода у них проблемы, и какие разработки им нужны. А уже от потребностей принимать решения. В том числе этому будет посвящен проект «Инновационный лифт».
– «Инновационный лифт» – это чей проект? Какова его главная идея?
– Подобные проекты реализуются не только в Ростовской области, мы собираем передовой опыт стартаперского движения и внедряем его в Ростовской области. Это совместный проект Futurussia Сколково и Центра развития бизнеса и инновационных технологий. Похожие проекты уже есть в инновационно активных регионах. К сожалению, сегодня Ростовской области над многим нужно еще работать. Наиболее активные сегодня – это Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирск и Томск.
Во второй этап «Инновационного лифта» вышли девять человек. Их отобрали по трем номинациям.
В номинации «Лучшая бизнес-идея» – Пугач Игорь, Ляпунова Ирина, Мещеряков Станислав.
В номинации «Лучшая презентация» – Игнатенко Виталий, Исматулаева Наида, Десятник Антон.
В номинации «Активный участник проекта» – Ролдугина Алла и Дзюба Ольга.
– Как люди попадают на проект, и как строится алгоритм его работы?
– Они узнают об этом в СМИ. Мы информируем людей и приглашаем принять участие в отборочном этапе проекта. Люди с определенными интересами, не в торговле, а именно в технологическом предпринимательстве. Конечно, они приходят не с готовыми еще проектами. Мы именно поэтому и позиционируем так первый этап – отбор креативных решений и бизнес-идей.
С 1 октября у нас начнется реализация практикума – разработка и реализация инновационных проектов. Это будет серия семинаров, тренингов, мастер-классов, которые пригодятся этим ребятам на практике, а не просто какие-то общие знания. Они будут построены таким образом, чтобы разработать бизнес-план, формализовать этапы реализации своего проекта. У участников будет возможность консультироваться по их проектам у предпринимателей, имеющих опыт работы в той или иной сфере. Одно из требований к вузам-партнерам – чтобы преподаватели были практиками, я подбираю именно таких людей, успешных предпринимателей. Уже сейчас мы работаем с ДГТУ и ведем переговоры еще с несколькими вузами.
После того мы вместе с ними пойдем к инвесторам и бизнесу, будут сформированы инвестиционные сессии. Мы направим их в фонды развития и поможем им представить себя таким образом, чтобы их проекты нашли инвестора. Более того, будет возможность принять участие в разных федеральных конкурсах. После этого те проекты, которые будут самыми коммерчески привлекательными, смогут принять участие в форумах и стажировках, в том числе международных.
– Проекты из какой сферы сегодня превалируют в Инновационном лифте?
– На данный момент это проекты энергосбережения, IT, здоровое, экологически чистое питание – это сегодня тренд. А также биотех, фармацевтические разработки.
– Григорий Иванович, почему за каждую новейшую идею и разработку приходится так тяжело бороться, практически вытягивать их в свет? В чем проблема реализации?
– Сегодня в России десятки тысяч нереализованных патентов. Есть такое выражение – застывшие мысли. Зарегистрированы идеи, но не реализованы. Поэтому очень важно их правильно преподносить. Дело в том, что часто предприниматель не понимает ученого, они разговаривают на разных языках. Это разговор глухого со слепым. Очень важно правильно презентовать свой проект. Мы выступаем в этом случае коммуникаторами между ними.
– До какой степени развиты проекты, подобные «Инновационному лифту», в других регионах?
– Это сегодня очень интересная и новая тенденция, в Ростове такой рынок только формируется, мы у самых истоков. А в инновационно активных регионах он уже сформирован.
– Кто из партнеров уже заинтересовался проектом «Инновационный лифт» в Ростове?
– Заинтересованность в этом проекте проявили региональные отделения бизнес-объединений «ОПОРА РОССИИ» и Российского союза промышленников и предпринимателей. Также инновационно-активные предприятия, они уже принимают участие, даже на этапе отбора идей, хотя это еще не инвестиционная сессия.
– Могли бы вы привести примеры нестандартных инноваций?
– Я могу привести пример нетехнической инновации – система мотивации в органах государственной власти. В этом нет ничего нового, это давно используется крупными коммерческими компаниями. Но почему-то такие эффективные инструменты не принимаются в госуправлении. Сегодня несколько муниципальных образований в России, в которых были введены подобные системы, показали серьезный рост эффективности работы сотрудников. Надеюсь, Ростовская область тоже будет в лидерах.