Госдума обяжет банки указывать размер комиссии на чеках банкоматов. Соответствующие поправки были внесены в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности». По мнению экспертов, для того, чтобы перестроить программное обеспечение, потребуется немало усилий, ведь банкам придется внести ряд изменений в логику работы банкомата.
Согласно новым поправкам, все кредитные организации будут обязаны информировать пользователей платежной кредитной карты при снятии ими наличных денежных средств в банкоматах о том, каков будет размер взимаемых банком комиссионных процентов. Кроме того, будет введена соответствующая строка в чеке, выдаваемом банкоматом по завершении операции.
На сегодняшний день информация о взимаемых банком комиссиях не указывается ни на экране банкомата, ни на чеке независимо от вида кредитной карты.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что «это неприемлемо, особенно в условиях финансового кризиса, когда банки за последнее время подняли стоимость комиссии в два-три раза по сравнению с 2008 годом и не информируют клиентов об этом».
Заместитель председателя думского комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева поясняет, что в дальнейшем может быть рассмотрен вопрос о возможности распространения такой обязанности не только на отношения, которые связаны с использованием платежных кредитных карт, а в целом на все банковские операции с участием частных лиц.
«Для клиентов банка, безусловно, очень удобно, когда размер комиссии отражается на экране банкомата и в чеке. Для клиентов других банков это принципиальный вопрос – они должны знать, какая комиссия с них взимается банком-эквайрером при совершении операции», – рассказывает заместитель начальника управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Светлана Миколенко. По ее словам, тарифы банков-эмитентов должны быть хорошо известны клиентам, поскольку они являются частью договора. Таким образом, кредитно-финансовые организации должны тем или иным образом информировать клиентов других банков о комиссиях банка-эквайрера, а информировать о комиссиях банка-эмитента необходимо при заключении договорных отношений с клиентом, так как при совершении операции это делать очень сложно.
«Чаще всего комиссия за снятие наличных зависит от банковского продукта и в среднем составляет около 1% от минимальной взимаемой суммы – 90-100 рублей», – говорит директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москомерцбанка Дмитрий Орлов.
Напомним, первоначально с требованием о полном раскрытии информации по предоставляемым финансовым услугам к банкам обратилось руководство Федеральной антимонопольной службы. Ведомство планировало обязать банки предупреждать клиентов о размере комиссии за снятие наличных в банкоматах кредитных организаций, не являющихся эмитентом пластиковой карты. Федеральная антимонопольная служба даже разработала собственный вариант текста, который будет размещен на экране банкомата: «Внимание! За совершение данной операции в вашем банке может быть предусмотрена комиссия! При снятии незначительных сумм размер комиссии может превысить полученные вами денежные средства. Для получения актуальной информации рекомендуем обратиться к вашему банку-эмитенту». В антимонопольной службе также поясняли, что после получения предупреждения о взимании комиссии у клиента должна быть возможность отказаться от проведения операции. Как отмечал ранее заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, в жалобах владельцы пластиковых карт заявляли, что при снятии денег в «чужом» банкомате размер комиссии банка мог доходить до 18% от выдаваемой суммы, причем заранее банк об этом не предупреждал.
Банкиры согласны с тем, что клиенты должны знать о размере комиссии, которую они заплатят при совершении операции с использованием карты, поэтому в банкоматах должна быть информация о сумме комиссии, удерживаемой банком при ее наличии. К тому же повышение информированности держателей банковских карт создаст для граждан дополнительные стимулы к получению актуальной информации о действующих комиссиях, что будет способствовать повышению уровня конкуренции на рынке банковских услуг.
По мнению экспертов, для того, чтобы перестроить программное обеспечение, потребуется немало усилий, ведь банкам придется внести ряд изменений в логику работы банкомата.
Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ