Банкоматы не выдержали российских холодов. На этой неделе из многих регионов страны поступали сообщения о неисправных по причине декабрьской стужи банковских аппаратах. Замерзшие уличные терминалы поглощали карты россиян или попросту не выдавали наличные. Мороз лишний раз доказал, что и достаточно четко работающая банковская система страны порой может давать сбой.
Температурный режим, установившийся на этой неделе во многих регионах страны, заставил изрядно понервничать банкиров и держателей пластика. То и дело в сводках новостей всплывала информация об очередном замерзшем банкомате, отказывавшемся выдавать клиенту деньги. По оценкам специалистов, речь идет не о стандартном техническом сбое, и морозы действительно могли стать причиной неисправности банковской техники. Несмотря на то, что все уличные банкоматы, поставляемые в Россию, обладают высокой температурной устойчивостью, в среднем она может колебаться от -34 до +54 градусов, температура внутри сейфа банкомата, который расположен в стене здания, должна оставаться не менее +10 градусов. Для этого банкоматы должны быть оборудованы специальными устройствами внутреннего обогрева, без которого невозможна корректная эксплуатация.
Между тем, как отмечает представитель пресс-службы компании Diebold в России и СНГ (Разработчик и поставщик банковского оборудования. – прим. автора) Олеся Карпова, в базовую комплектацию оборудования некоторых производителей устройство по обогреву не входит. Однако есть вендоры, которые изначально предусматривают эту опцию, в том числе Diebold. «Вероятнее всего, при низких температурах в банкоматах, не оборудованных специальными устройствами обогрева, из строя вышел диспенсер – устройство для выдачи денег. Например, из-за промерзания деталей транспортного механизма. В этом случае устройство не сможет выполнить операцию по выдаче наличных, а клиент получит сообщение об ошибке. Деньги со счёта клиента списываться не будут. В большинстве случаев такой банкомат вообще не будет работать», – уверяет госпожа Карпова.
Еще одной причиной неисправности некоторых уличных банкоматов в эти дни могло стать замерзание клавиатуры.
«Из-за замерзания клавиатуры клиент банка не сможет осуществить операцию, она просто не будет авторизована. Например, при вводе своего пин-кода клиент получит сообщение, что был введен некорректный пин. Это произойдет не потому, что пин-код действительно был введен неверно, а потому, что замершая клавиатура передает на хост неправильный пароль», – поясняет Олеся Карпова.
Конечно же, сильные морозы далеко не основная причина, по которой у держателей пластика могут возникнуть проблемы с банкоматом. Куда чаще трудности случаются из-за невнимательности самих граждан. Например, в случае неверно набранного три раза подряд пин-кода банкомат может заблокировать выдачу карты или запретить дальнейшее проведение операций по ней. Неактивированная карта или карта с механическими или магнитными повреждениями также может остаться в недрах автомата.
Совсем другой случай, когда после правильно проведенной операции клиент также не может получить карту обратно. Как правило, транзакция длится в течение минуты, но иногда из-за перезагрузки системы может доходить по времени до 10-15 минут. В этом случае банковские специалисты советуют подождать, так как банкомат может вернуть карту уже после ухода ее владельца. Если все же обратно карту получить так и не удалось, следует позвонить по указанному на терминале телефону. Как правило, он бесплатный и многоканальный. В среднем рассчитывать на получение своей карточки обратно в банке –владельце автомата можно спустя два-три дня. Для этого необходимо предъявить удостоверение личности, а каких-либо штрафных санкций для клиента в случае ошибки терминала не предусмотрено.
Аналогичен и порядок действий при проблемах у банкомата с наличностью. Если аппарат недодал купюры, обязательно сохраните чек о проведенной операции. Затем свяжитесь по указанным на терминале телефонам с банком. Вам будет предложено в кратчайшие сроки написать заявление об ошибке в одном из отделений или в головном офисе кредитной организации. Важно помнить, что купюры лежат на выдаче в лотке автомата 30 секунд. Если клиент не успел забрать деньги, они автоматически исчезнут в недрах банкомата.
Не стоит радоваться и в случае, если вы получили денег больше, чем запрашивали. По словам аналитика ГК «Регион» Сергея Бурова, в банке недостающую сумму заметят очень быстро и карту просто заблокируют. Обычно банки тут же подключают к делу правоохранительные органы, так как налицо нарушение норм Гражданского кодекса.
В завершение, возвращаясь к зимней тематике, добавим, что эксперты не рекомендуют пользоваться банкоматами 31 декабря. В связи с повышенной нагрузкой некоторые терминалы могут прекратить свою работу именно в тот момент, когда вы решите ими воспользоваться. Дождаться техника-специалиста в этот день вам вряд удастся, а вот новогоднее настроение, несомненно, испортится.