Ассоциация российских банков и Федеральная служба судебных приставов подкрепили подписями «дружбу» против должников. Теперь партнеры будут обмениваться информационными базами. Мнения экспертов, как водится, разделились. Одни говорят о повышении кредитной культуры в стране, другие вспоминают закон о защите персональных данных граждан и банковскую тайну.
Глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян подписали соглашение, согласно которому между организациями будет налажен обмен информацией, сообщает пресс-служба АРБ. Специалисты говорят о взаимной выгоде обеих сторон.
Президент АРБ Гарегин Тосунян охарактеризовал документ не как «акт вежливости», а как начало серьезной совместной работы по обмену информации по делам в исполнительном производстве, по борьбе с мошенничеством, противодействию популистским заявлениям, по повышению финансовой грамотности и кредитной культуры. Приставов же на подписание соглашения подтолкнули сами должники и необходимость более тщательной работы с ними.
Теперь согласно соглашению ФССП не будет препятствовать банкам-членам АРБ в желании ознакомиться с материалами исполнительных производств, стороной которых они являются. Кроме того, ведомство по запросам банков будет предоставлять информацию о возбужденных ранее исполнительных производствах в отношении должников, желающих взять новый кредит.
В свою очередь АРБ будет оказывать содействие в оперативном выполнении требований исполнительных документов, должниками по которым являются банки, разъяснять им обязательность исполнения требований судебных приставов и предоставлять информацию об адресах и реквизитах своих членов. Примечательно, что АРБ намеревается также «проводить работу», или попросту лоббировать в Совете федерации и Госдуме по совершенствованию действующего законодательства в сфере исполнительного производства и защиты прав кредиторов.
Обмен информацией между АРБ и ФССП, по убеждению главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, может в итоге действительно повысить кредитную культуру.
«Доступ к информации в отношении кредитных историй граждан для банков и коллекторских структур расширится, что приведет к повышению эффективности их работы, – говорит Александр Осин. – Соответственно большие риски возникнут для неблагонадежных плательщиков».
По словам главы ФССП РФ Артура Парфенчикова, в подписанном документе важна сама идеология, которая гармонично сочетает открытость и банковскую тайну.
Кстати, о банковской тайне. Руководитель юридической службы одного из региональных банков отмечает, что формально банки и служба приставов сотрудничают уже давно, однако сегодня работа эта идет, скорее, в одностороннем порядке. «На моей практике не было ни одного случая, когда служба приставов помогла бы взыскать долг с недобросовестного заемщика. Чаще всего приходится обращаться к услугам коллекторских агентств и других подобных организаций. Здесь также необходимо повышать профессионализм приставов, их материальную заинтересованность. К примеру, можно ввести систему бонусов, которая отлично работает в США. Если же обмен информацией между банками и службой приставов не будет нарушать закон о банковской тайне и не приведет к судебным прецедентам, то я определенно за него», – говорит юрист.
По мнению экспертов, соглашение между АРБ и ФССП в целом весьма полезно для рынка. Однако вопрос согласованности всех действующих в стране законов, относящихся к теме, по-прежнему остается открытым.
Рассуждая о банковской тайне, Александр Осин отмечает, что сейчас речь идет, в частности, о том, чтобы банки предоставляли судебным приставам данные лишь в пределах тех сумм, которые обозначены в исполнительных производствах. «Однако я полагаю, что АРБ будет лоббировать изменения в законодательстве, связанные с расширением возможностей банкиров в данной сфере», – добавляет эксперт.