Российские компании не оправдали ожиданий, возложенных на них налоговиками. Руководители предприятий так и не поспешили поделиться со специалистами надзорного органа собственными секретами способов оптимизации налогов. По предварительным данным, в текущем году ведомству удалось собрать по «явке с признанием» использования налоговых схем не более трех миллиардов рублей, что в общем обороте сборов составляет лишь около одного процента всех поступлений.
Напомним, освободить налогоплательщиков от наказания за сокрытие излишних доходов должны были введенные в 2007 году 11 критериев оценки рисков. Поскольку они являлись общедоступными, ими могли руководствоваться не только специалисты налоговой службы, но и сами «подопечные». Компаниям, в случае обнаружения у себя признаков недобросовестности, предлагалось сообщить об этом в ФНС и начать добровольно платить в бюджет больше.
В конце прошлого года к действующим критериям добавился еще один – «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Он подразумевает использование компанией в своей работе особых налоговых схем для минимизации выплат.
Именно на чистосердечное признание компаниями в этом «грехе» и рассчитывали налоговики, предлагая амнистию «покаявшимся».
По словам руководителя федеральной налоговой службы РФ Михаила Мокрецова, в этом году двенадцатый критерий принес в федеральную казну три миллиарда рублей. Всего же, по его словам, все действующие самостоятельные оценки рисков компаниями в этом году пополнили российский бюджет на 86 миллиардов рублей. На начало ноября ФНС обеспечила перечисление в бюджет 2,5 триллиона рублей, что составляет 95 процентов от годового плана налоговых поступлений.
В Ростовской области, в целом, ситуация по собираемости налогов мало чем отличается от общероссийской. Рассуждая о низкой эффективности налоговых амнистий и прочих кампаний ведомства, эксперты отмечают, что основная причина неудач кроется в том, что сегодня в стране со стороны налогоплательщиков отсутствует доверие к государству в целом и к фискальным органам в частности.
«Подобные опасения вполне оправданы, ведь фактически никто не гарантирует бизнесу отсутствие предвзятого отношения со стороны налоговиков в будущем при проведении проверок, – говорит руководитель пресс-службы ИК «Финам» Владислав Исаев. – Другим фактором отсутствия интереса к той же налоговой амнистии со стороны корпоративного сектора является сложная экономическая ситуация, с которой в той или иной степени столкнулись компании всех без исключения отраслей, начиная с осени прошлого года».
По мнению ряда независимых экспертов, чтобы реформировать налоговую систему страны, сделать ее что называется «ближе к народу», необходимо, прежде всего, обеспечить большую стабильность налогового законодательства. На данном этапе никто не даст гарантии налогоплательщикам, что после сегодняшнего признания в рамках налоговой амнистии завтра в стране не будут повышены ставки налогов, минимизировать которые лично им будет уже гораздо сложнее.
В целом, налоговая амнистия является достаточно широко распространенным в мире инструментом повышения наполняемости бюджета, нормализации ситуации в обществе и предотвращения оттока капитала из экономики. Добавим лишь, что результативность подобных мер в странах с развитой демократией существенно выше, чем аналогичных мероприятий в России. За примером далеко ходить не нужно: согласно статистике, результаты налоговых амнистий прошлых лет для граждан и индивидуальных предпринимателей являются более чем скромными, как, впрочем, и результаты налоговой кампании, проходящей сейчас для крупных налогоплательщиков.