Прокуратура Волгодонска (Ростовская область) направила в городской суд иск о защите права женщины на получение материнского капитала. Основанием для иска послужил отказ местного управления пенсионного фонда РФ в выдаче жительнице города сертификата на получение материнского капитала.
Как выяснилось, в марте 2009 года она родила второго ребенка, но на первой неделе жизни младенец скончался. Женщина обратилась в территориальный орган фонда для оформления сертификата, но получила отказ из-за отсутствия свидетельства о рождении ребенка.
Старший помощник областного прокурора Наталья Ахреева пояснила, что подобный иск рассматривается в Ростовской области впервые. По ее словам, фонд не имел права на подобный отказ, так как ограничение на получение материнского капитала в связи со смертью детей законом не предусмотрено.
«Аналогичный иск подан прокуратурой в один из судов Красноярского края, а в Алтайском крае появился первый прецедент! Такой же иск был судом удовлетворен, это дает основание надеяться на положительное решение и в Волгодонске», – считает Наталья Ахреева.
Как удалось установить корреспонденту 161.ru, суть проблемы в следующем. По закону для получения сертификата в числе прочего необходимо предоставить свидетельство о рождении ребенка. Однако, если новорожденный по каким-либо причинам погибает в течение первой недели, то получить такой документ никто не успевает, хотя по закону мать не теряет права на получение материнского капитала в случае смерти ребенка. А без свидетельства о рождении местные отделения пенсионных фондов сертификаты попросту не выдают!
Возникает заколдованный круг, который пытаются разорвать прокуратуры нескольких регионов страны.
За разъяснениями корреспондент 161.ru обратился к заместителю руководителя отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области Людмиле Кононенко. Против ожидания, она отнеслась к создавшейся проблеме вполне сочувственно и охотно дала разъяснения.
«Знаете, это не первый и, думаю, не последний случай в нашей практике. Мы прекрасно знаем, что в случае смерти младенца в первую неделю жизни у матери на руках остается только справка по форме 26, с этими справками они к нам и приходят! Это вполне понятно, когда бы они успели получить свидетельство! Но тут вступает в действие буква закона, которую мы ни обойти, ни перепрыгнуть не сможем», – пояснила Людмила Кононенко и в доказательство предъявила нам постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 года за номером 873. Постановление называется «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». Согласно этому постановлению, сертификат выдается на основании документа о рождении ребенка. Таким документом, согласно уже другому закону, «Об актах гражданского состояния», является только свидетельство о рождении. Справка по форме 26, хоть в ней и сказано о рождении ребенка, не принимается, она в законе не указана!
«Сами поймите, мы не можем нарушать закон, мы не вправе также расширительно толковать его! Мы знаем, что подобных случаев в России десятки, но что мы можем кроме того, что выполнять закон?!» – завершила свою беседу с нами Людмила Кононенко.
Исправить ситуацию с законом может только тот, кто его написал – правительство РФ. Точнее те чиновники, которые допустили этот правовой провал. А до тех пор сотрудники местных отделений пенсионных фондов будут отказывать в праве на получение сертификата матерям, у которых младенцы погибли, не прожив и недели. Обязаны отказывать, несмотря на риск попасть под суд. И это будет продолжаться до тех пор, пока некто в правительстве не удосужится внести в текст закона необходимые изменения.