Сегодня День российского страховщика! В этом году к своему профессиональному празднику компании подошли с ворохом проблем. Падение сборов, появление на рынке финансовых пирамид и сокращение спроса – далеко не полный перечень накопившихся трудностей. Однако страховщики убеждены: то, что не убивает, делает их сильнее: в итоге на рынке останутся стабильные игроки, реализующие качественный продукт.
«В докризисное время страховая отрасль развивалась довольно активными темпами, – рассказывает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. – Например, в 2007 году объемы страхового рынка возросли почти на 29%, достигнув 776 млрд рублей. Подобную динамику прироста – на 28% – несмотря на экономический кризис, продемонстрировал рынок страхования и по итогам 2008 года, составив 952 млрд рублей. Однако достигнутые положительные результаты преимущественно были обеспечены удачными тремя кварталами прошлого года, в то время как четвертый оказался для страховщиков крайне неблагоприятным. Тенденция нашла свое продолжение и в первом полугодии этого года на фоне ухудшения ситуации в реальном секторе экономики».
Подводя промежуточные итоги «кризисного» года, участникам страхового рынка трудно выделить одну-две ключевые проблемы. Проблем много, и они продолжают копиться.
Так, по словам директора Приволжской дирекции компании «Росно» Владимира Паршакова, итоги первого полугодия отразили ускорение падения страхового рынка и рост убыточности. Заметно изменилось соотношение выплат к собранным премиям: выплаты продолжают неуклонно возрастать, а темпы роста сборов сходят на нет. Усугубляет положение и демпинг, к которому сейчас охотно прибегает часть игроков.
Ряд демпингующих компаний представляет из себя попросту финансовые пирамиды. Как отмечает вице-президент компании «ГУТА-Страхование» Арсений Поярков, недобросовестные страховщики-пирамиды действуют по принципу резкого снижения цен, в результате чего собирают премию, а потом исчезают в неизвестном направлении, не расплатившись и подрывая тем самым доверие к отрасли в целом. Руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин соглашается, что неминуемый уход с рынка компаний-пирамид может привести к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование и росту мошенничества.
Кстати, о спросе. По данным ВЦИОМ, большинство потребителей не пользуется услугами страховых компаний. Причем за прошедшие пять лет доля таких респондентов возросла с 47 до 53%.
Из обязательных видов страхования по востребованности лидирует ОСАГО: к нему прибегают 23% россиян. Среди услуг добровольного страхования относительной популярностью пользуется добровольное пенсионное страхование, которому отдали предпочтение 13% респондентов. Далее следуют автострахование каско (9%), страхование жилья (7%), добровольное медицинское страхование (6%), страхование имущества, жизни и здоровья (по 4%), страхование от несчастных случаев и болезней (3%). Реже всего россияне пользуются страхованием загородной недвижимости, а также страхованием в поездках и путешествиях (по 2%).
Примечательно, что зачастую приобрести страховой полис потребители решают по принципу «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Так, застрахованные лица чаще всего следуют примеру знакомых, потерпевших ущерб, или совету людей, к которым испытывают доверие. Такие причины указали по 19% респондентов. Также 19% граждан отметили, что приобретают полис, исходя из понимания выгод страхования. На 14% опрошенных повлиял рассказ страхового агента. А реже всего наши сограждане приобретают страховой полис после прочтения публикации или книги о страховании или после просмотра рекламы: 3 и 2% соответственно.
«В результате сокращения спроса на страховые услуги объемы рынка страхования, без учета ОМС, в первом полугодии сжались на 8% – до 271,5 млрд рублей, – отмечает Юлия Голышева. – Кроме того, кризис стал причиной сокращения количества участников и консолидации рынка страхования в условиях дефицита заемных ресурсов и снижения финансовых показателей».
Так, в период с 2006 по первое полугодие текущего года снижение количества участников страхового рынка составило 19,1%, достигнув к настоящему моменту 743 страховые организации. По словам госпожи Голышевой, основная масса страховщиков, покинувших рынок, – это небольшие региональные компании, не выполнившие требования к величине уставного капитала, не имеющие возможности рефинансировать существующую задолженность и испытывающие серьезный дефицит оборотных средств. Тем не менее крупные страховщики, не испытывающие финансовых сложностей, получили в условиях кризиса возможность увеличить свое региональное присутствие и рыночные доли на перспективных рынках.
Так что отрасль, несмотря на многочисленные проблемы, продолжает развиваться. «По нашим оценкам, дальнейшее развитие ситуации на рынке страхования осенью текущего года будет зависеть от экономической конъюнктуры, которая в настоящий момент представляется довольно благоприятной. На указанном фоне спрос на услуги страхования постепенно будет возрастать по мере восстановления экономики. Финансовая устойчивость страховщиков будет достаточной, и ухудшение ситуации в сегменте страхования в целом не предвидится», – полагает Юлия Голышева.
Большинство игроков соглашается, что в результате всех передряг в отрасли останутся сильные, проверенные временем и трудностями компании. Потребители, вероятно, от этого только выиграют. Поскольку именно качественная и своевременная страховая помощь от надежного партнера при наступлении непредвиденной ситуации ценится выше привлекательных тарифов и сладких обещаний!