Небольшой прирост новых клиентов и заключенных договоров не смог компенсировать рынку лизинговых услуг ущерб от кризиса. По итогам прошлого года из-за резкого снижения заинтересованности инвесторов в долгосрочных инвестициях лизинговый рынок «рухнул» почти на четверть. Консолидация отрасли неизбежна, впрочем, «спасти» лизинговые компании способны стабильные источники финансирования и финансирование лишь сделок с максимально ликвидным имуществом.
По данным ассоциации «Рослизинг», в прошлом году число заключенных лизинговыми компаниями договоров выросло на 13,5%, как и количество новых лизингополучателей (13,3%). Это свидетельствует об уменьшении средней стоимости лизингового контракта за счет произошедшей переориентации компании на сделки с более ликвидным и не слишком дорогостоящим имуществом. Кризис внес коррективы и в структуру лизингового рынка: лидером по приросту финансирования стал лизинг автотранспорта – на долю сегмента пришлось 32,25%, далее следует лизинг оборудования с долей в 28,57% в общем объеме сделок лизинговых компаний. Почти двукратный прирост в прошлом году показал лизинг сельхозтехники и скота (6,34%) и недвижимости (4,08%). А вот доля лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов в структуре сделок значительно сократилась.
«С осени прошлого года, при общем сохранении спроса на услуги финансовой аренды, у лизинговых компаний стало значительно меньше возможностей для предоставления финансирования. Главной причиной стало нарушение механизма рефинансирования портфелей сделок: из-за произошедшей деноминации номинированный в рублях капитал лизинговых компаний обесценился, банки почти перестали выдавать новые кредиты, большое количество ссуд было отозвано досрочно, а рынок облигационных заимствований уже не позволяет привлекать дополнительные ресурсы большинству лизинговых компаний», – сетует генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Елена Гущина, отмечая, что рост нового бизнеса в лизинговых компаниях практически прекратился.
Связано это, по мнению эксперта, прежде всего с отсутствием возможности финансирования новых сделок, сложностью адекватной оценки рисков и прогнозирования дальнейшего развития ситуации в большинстве секторов российской экономики.
Действительно, в ассоциации «Рослизинг» отмечают, что второе полугодие 2008 года стало для отрасли временем «краха надежд». Объем нового бизнеса в лизинговых компаниях по итогам девяти месяцев составил 319,7 млрд рублей, что составило 62% от показателя 2007 года, а четвертый квартал оказался наиболее сложным. Сегодня на рынке лизинговых услуг обозначились новые лидеры.
Согласно опубликованному на днях исследованию агентства «Эксперт РА», рэнкинг российских лизингодателей возглавляет компания «Уралсиб», поднявшаяся за прошлый год на две позиции. Обеспечить рост бизнеса в кризисных условиях компании помогла широкая филиальная сеть, а также активная работа по поиску и привлечению альтернативных источников финансирования. Также в пятерку лидеров российского рынка лизинговых услуг вошли компании «Ильюшин Финанс Ко», «ВТБ-Лизинг», «Газтехлизинг» и Europlan.
Отметим, что произошла существенная корректировка стратегии бизнеса лизинговых компаний. Успешными были компании, работающие в стратегически важных отраслях или с наиболее ликвидным оборудованием: «Газтехлизинг», «CARCADE Лизинг», «КАМАЗ-Лизинг». Определенно «повезло» и компаниям, имеющим доступ к финансовым ресурсам материнских банков: ЛК «Уралсиб», «НОМОС-Лизинг» и ТрансКредитЛизинг.
«Указанные компании практически не испытывают сложностей с привлечением кредитных средств, особенно если аффилированный банк пользуется господдержкой, что повышает устойчивость бизнеса лизинговой компании, – поясняет аналитик инвестиционной компании «Финам» Юлия Голышева. – Хуже позиции у тех компаний, которые вынуждены привлекать кредиты в «сторонних» кредитных организациях, где выше уровень тарифов и не всегда имеется возможность привлечь необходимый объем средств».
По мнению аналитиков «Эксперт РА», концентрация на лизинговом рынке сократилась: если в 2007 году на крупнейшую компанию приходилось 13,2% объема новых сделок, то в прошлом году – только 6,48%. Кроме того, явной тенденцией прошлого года стала активная экспансия лизинговых компаний в регионы. По данным «Рослизинга», объемы новых контрактов росли практически во всех регионах, а лидерами роста стали Центральный и Южный федеральный округа, где объем нового бизнеса возрос на 84,15% и 58,5% соответственно. В прошлом году в ЮФО было представлено около 47% российских лизинговых компаний, а объем нового бизнеса составил 30 млрд рублей. Почти на треть (31,71%) увеличилось число компаний, воспользовавшихся лизингом для приобретения оборудования, спецтехники и автомобилей.
Однако, по оценкам экспертов, несмотря на заметный прирост, наступивший год и для лизинговых компаний региона, и для их клиентов будет непростым. «Ограниченное предложение, ужесточение условий финансирования, более высокие требования при оценке рисков, сжатые сроки действия лизингового договора, высокая стоимость удорожания приобретаемого имущества – все это существенно сократит число компаний, которые могли бы воспользоваться услугами лизинга», – считает директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг» Юлия Тарасова, отмечая, что из 340 региональных представительств крупнейших лизинговых компаний сейчас реально работает лишь каждый третий филиал.
Как бы там ни было, новые сделки все же заключаются. По итогам прошлого года, лидером округа является Краснодарский край. Волгоградская и Ростовская области занимают «скромные» позиции: 11,51% и 14,63% соответственно.
Очевидно, что наступивший год для рынка лизинговых услуг будет непростым. Прежде всего аналитики прогнозируют существенную консолидацию отрасли: уже наметилась тенденция ухода небольших игроков, а также скупка лизинговых портфелей крупными компаниями. При этом западные компании пока отложили планы по захвату российского рынка лизинговых услуг на неопределенный срок.
Фото: Фото с сайта Uainfo.com