Пока все государства судорожно ищут пути выхода из мирового финансового кризиса, россияне, почувствовав на себе ледяное дыхание очередной денежной катастрофы, принялись экономить на еде. Шаг понятный, если учесть, какую часть своих доходов жители РФ все еще оставляют в продуктовых отделах и на рынках. Однако далеко не безупречный, считают специалисты.
Многочисленные финансовые вливания после кризиса – только заигрывание государства, причем не только с банками, которым отстегнули наличности из государственного кармана, но и с потребителями.
Так, денежный костыль для банков не спас кредитные программы. Примером тому служит ипотека, вокруг которой сейчас столько споров. Коснулся кризис и потребительских желудков. По данным Росстата, который невольно стал иллюстратором катастрофы, россияне решили потуже затянуть пояса. Потребители, напуганные кризисом, начали экономить на продуктах питания. Жители небольших городов уже сократили ежедневные покупки почти на 10%, в городах-миллионниках показатель тоже не отстает. По данным социологов, с возникновением проблем в финансовом секторе за последние три месяца уровень доходов простого потребителя снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Неудивительно, что в подобных условиях пессимистично настроенные эксперты прогнозируют рост цен на продукты первой необходимости. В качестве варианта развития событий предполагается, что потребители начнут скупку продуктов про запас.
Аналитик потребрынка Евгений Руденко в беседе с журналистом 161bank.ru рассказал, что кризис продуктовой корзины не коснется. «Сейчас не лучшее время для роста цен. Прежде всего это невыгодно супермаркетам, которые ориентированы на получение прибыли за счет ассортимента и товарооборота. Им главное побыстрее продать товар, чтобы избежать списаний продуктов с истекшим сроком годности. Поэтому рост цен если и возможен, то в супермаркетах будет заметен в последнюю очередь».
«Ситуация на рынке следующая: у большинства производителей упали объемы производства, так как просто нет кредитных банковских денег. У сетей, которые «развлекались» девелопментом, просели операционные прибыли; сети, которые в игру под названием «стройка новых магазинов» не влезали, ситуация достаточно стабильна, – высказался владелец сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко. – Естественно, товара стало не хватать. Именно производителей и надо сейчас поддерживать. Нехватка товара уже сейчас повышает отпускные цены. Большинство производителей поставляют товар лишь под предоплату, а это около 10% отпускной цены». Развернутый комментарий эксперта публикует портал Kommentarii.ru.
Аналитик ИГ «КапиталлЪ» Марина Самохвалова склоняется к мнению, что резких изменений в ценовой политике от торгового ретейла ждать стоит только в том случае, если поставщики поднимут цены. «Глобального спада в сфере торговли ожидать пока рано, тем не менее замедление темпов роста, увы, неизбежно. Как уже сообщалось в СМИ, некоторые ретейлеры прибегают к помощи поставщиков, а именно увеличивают отсрочку платежа в два и более раза, что помогает им ограничивать денежные потоки во времени», – прогнозирует эксперт.
«Первой жертвой поставщиков могут стать региональные супермаркеты, – сделал вывод ростовский экономист Максим Волошенко. – Торговые сети, близкие к сельскохозяйственным регионам, неизбежно используют местных поставщиков для поддержки «свежего» ассортимента, особенно это касается овощей в период сбора урожая. Если основной поставщик (фермер – прим. редактора 161.ru) почувствует кризис на себе, он запросто может «задрать» цены, как следствие, рост стоимости товара при реализации в торговой сети».
Несмотря на прогнозы, в донской столице пока все спокойно. В ростовских продуктовых магазинах роста цен не отмечают, не заметен там и ажиотажный спрос на товары первой необходимости. Как сообщил источник в сети магазинов «Магнит», график поставки товаров не нарушается. «Мы не ожидаем роста цен на продукты питания в ближайшие три месяца. Маловероятно, что такое произойдет и после нового года», – объяснил сотрудник сети. Подобный комментарий дали и в региональном представительстве сети супермаркетов «Перекресток».
В то же время сами эксперты советуют не раздувать панику. «Все нормализуется гораздо быстрее, чем может показаться, – успокаивает потребителей ростовский аналитик Игорь Седов. – У отечественного производителя всегда были конкуренты. Примером тому служат турецкие и египетские фрукты, а также израильские овощи. Все это могло быть закуплено и у отечественных хозяйств. Для избежания потерь в деньгах и реализации продукции фермеры вынуждены будут снизить цены, чтобы конкурировать с зарубежными коллегами. Дон и Кубань – сельхозрегионы, поэтому развития событий можно будет наблюдать своими глазами и очень скоро».
В сложившейся ситуации потребителям придется задуматься об экономии и затянуть пояса. Однако при этом не стоит забивать закрома, как на случай ядерной войны. Кризис, как утверждают специалисты, явление временное, и излишняя паника может надолго выбить из колеи и выпотрошить карманы после трат почище любого кризиса.
Фото: Фото с сайта Cmexota.ru