Развитие малого бизнеса в Ростовской области приобрело невиданный размах. Донские власти теперь не ждут, пока предприниматели появятся, а потом встанут на ноги. Теперь Ростовская область самостоятельно растит бизнес-элиту. Власти пошли по тому же пути, что и на Западе – построили бизнес-инкубаторы.
Официальное определение бизнес-инкубатора приводится на сайте малого бизнеса Дона: «бизнес-инкубатор – объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности (СМП)». В целом – это не просто элемент развивающейся экономики. Скорее, центры поддержки молодого предпринимательства смахивают на ясли, где растущий бизнес опекают, как новорожденного младенца.
Первый бизнес-инкубатор был создан в середине 90-х. Тогда угольные предприятия активно закрывались, новая структура должна была помочь бывшим угольщикам переквалифицироваться в предприниматели и хотя бы частично решить проблему занятости в регионе. Это привело к тому, что число субъектов малого выросло почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Сейчас на Дону 13 инкубаторов, последний из них открылся в феврале нынешнего года.
Чтобы получить теплое место в бизнес-инкубаторе, едва проклюнувшийся бизнес должен заявить, кто он и на что претедует. Для этого на конкурс необходимо предоставить пакет учредительных документов, бизнес-план, а также рассказать, сколько будет предоставлено рабочих мест и в какой сфере собирается развиваться фирма. После ряда проверок и тестов молодой компании предоставляют офис на 20 квадратных метров (в среднем шесть квадратных метров на одного работника).
Замдиректора, начальник юридического отдела НП «Ростовского регионального агенства поддержки малого предпринимательства» Наталья Коваленко рассказала 161.ru, что главная услуга бизнес-инкубаторов – предоствление льготных площадей для развития бизнеса. «В офисах есть абсолютно вся необходимая оргтехника, мебель, а также Интернет и телефонная связь. При этом арендная плата просто смешная – всего 10% от коммерческой цены. В бизнес-инкубаторе компания может находится не более трех лет. Все это время арендная плата изменена не будет», – не скрывая гордости рассказала Наталья Коваленко.
Аналитики национального содружества бизнес-инкубаторов считают, что только комплексный подход к оказанию услуг является главным условием успешного развития малых предприятий на начальном этапе. Ростовский – один из немногих бизнес-инкубаторов, который предоставляет «питомцам» бесплатные услуги по бухгалтерии и юридической консультации. Другими словами, комплексно подходит к решению проблем малого бизнеса.
Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (НЗБИ) появился в числе первых и был одним из самых мощных. На его базе делались первые попытки реализации комплексного подхода. Учебный, информационно-консалтинговый, сервисный центры и даже бизнес-парк – и все, что на первых порах могло пригодиться начинающему предпринимателю – находилось под крышей центра. По словам директора НЗБИ Александра Налесного, коллектив стремился создать здоровую конкуренцию. «Все заказы мы выполняли по низким расценкам. К примеру, разработка бизнес-плана в городе Шахты стойла 10-15 тысяч, а мы делали – за три тысячи. По мере перехода на самофинансирование отдельных фирм, происходило их выделение из состава НЗБИ». Однако сейчас от былой инфраструктуры у новошахтинского инкубатора остался лишь бизнес-парк.
В то же время пресс-секретарь минэкономики РО Любовь Солодовник, считает, что именно за «инкубаторами» будущее донского бизнеса. «Ростом деловой активности сейчас, мы в некоторй мере обязазаны появлению бизнес-инкубаторов. У молодых фирм зачастую нет денег на офис и они при огромном потенциале и хороших проектах попросту распадаются. А это недопустимо для общей деловой атмосферы».
Напомним, что только на поддержку бизнес-инкубаторов из областного бюджета было выделено восемь с половиной миллионов рублей. 80% этих средств пошло на капитальный ремонт и реконструкцию помещений ростовского бизнес-инкубатора. Оставшаяся сумма была направлена на закупку компьютерной и оргтехники, программного обеспечения, офисной мебели, контрольно-кассовой техники и оборудования, необходимого для осуществления деятельности бизнес-инкубаторов. В нынешнем году объем финансовой помощи увеличился на полтора миллиона.