Один из наиболее популярных среди россиян способов распоряжения деньгами – это банковский вклад. Причем, по данным опросов, почти 57% граждан предпочли бы разместить свои кровные в Сбербанке. Остальные варианты значительно менее популярны. Так, лишь 5% наших соотечественников купили бы пай в ПИФе, еще меньше – передали бы деньги управляющей компании. Повысят ли лояльность россиян к фондовому рынку знания о принципах его функционирования? Стоит ли учить инвестированию с детских лет и как это можно сделать? На сегодняшний день лишь 20% экономически активного населения страны имеют более-менее адекватные представления о бирже ценных бумаг и о том, как на них можно заработать.
Сегодня в России в среднем 0,8% граждан трудоспособного возраста работают на фондовом рынке через ПИФы или брокерские фирмы. Конечно, это средний показатель по стране: в крупных городах доля таких людей выше, в сельской же местности она стремится к нулю. Главная из причин, по мнению директора Ростовского филиала компании «БКС» Андрея Смурыгина, – отсутствие знаний о механизмах функционирования фондового рынка: «В России финансовая грамотность населения, особенно в регионах, очень низка. Паевой инвестиционный фонд не такой уж простой продукт. В нем отсутствует гарантированный процент. Поэтому решение инвестировать в ПИФ требует не просто желания получить доход, но и понимания, каким образом паевой фонд может этот доход заработать. Примечательно еще то, что некоторые кредитно-потребительские кооперативы, предлагающие фиксированный процент по вкладам, строят сеть офисов не в самом Ростове, а в области. Вторая причина – ПИФы ориентированы на долгосрочные вложения, и не все инвесторы готовы к таким срокам. Для успешной инвестиции в ПИФы нужно ориентироваться на период как минимум от года. Те же, кто только собирается пробовать этот инструмент, зачастую рассматривают срок в несколько месяцев (один-два квартала)».
Низкая финансовая грамотность населения является одним из главных сдерживающих факторов инвестирования физических (да что там говорить – и юридических лиц тоже!) в ценные бумаги. Это понимают и в правительстве, поэтому в настоящее время разрабатывается даже специальная образовательная программа, которую планирует финансировать Минфин РФ.
Региональный Директор УК «Тройка Диалог» Олег Семененко выделил дополнительно еще ряд факторов недостаточной активности населения на фондовом рынке: недоверие финансовым институтам, негативный опыт инвестирования (небезызвестная «МММ» и другие финансовые пирамиды), привычка к классическим объектам капиталовложений (недвижимость, валюта и т.д.).
Директор ООО «Ростовский фондовый интернет-центр» (ГК «Алор») Алексей Плотников в числе основных причин, ограничивающих интерес граждан к зарабатыванию денег на российских биржевых площадках, назвал молодость последних.
«Их возраст едва насчитывает 15 лет. Кризис 1998 года, связанный с государственными краткосрочными облигациями (ГКО), подставил подножку только зародившемуся в нашей стране фондовому рынку. Многие бывалые трейдеры помнят, как в 1998 году в РТС вообще не было спроса на большинство российских акций – даже таких столпов отечественной экономики, как «Норникель», не говоря уже про региональные бумаги», – заметил г-н Плотников.
По его словам, прорыв произошел благодаря развитию информационных технологий и сети Интернет. «В 1998 году информацию с ММВБ онлайн предоставляла новосибирская компания. Пока сигнал доходил из Москвы до Новосибирска, а оттуда – до Ростова, терялось немало по биржевым меркам времени. Плюс ко всему еще нужно было дать приказ трейдеру на бирже ММВБ, у которого могла быть занята телефонная линия, или он в это время уже заводил другую сделку», – обрисовал ситуацию директор «Ростовского фондового интернет-центра».
В условиях общего роста экономики нашей страны встает ключевой вопрос – надо ли просвещать народ? «Повышать уровень финансовой грамотности населения просто необходимо. Управляющие и инвестиционные компании активно используют обучение как канал привлечения клиентов уже сейчас. Начиная со школы стоит учить не работе на бирже, а грамотному отношению к личным деньгам: бюджетированию, долгосрочному планированию, пониманию механизмов накопления средств и кредитования. Считаю, что возможности фондового рынка – это только часть необходимых современным молодым людям знаний», – поделился своими соображениями с корреспондентом 161bank.ru директор Ростовского филиала компании «БКС» Андрей Смурыгин.
С ним согласны и остальные эксперты. В частности, проректор по стратегическому развитию Уральского института фондового рынка Алексей Болотин считает, что представления о фондовом рынке должны формироваться у каждого человека с ранних лет, но не в рамках учебных дисциплин, а на практике, на личном примере: «Например, с детства нужно учить ребенка расплачиваться за продукты в магазине. Конечно, операции с валютой, оплата покупок с помощью пластиковых карт – это наша повседневная практика. Сложнее с формированием навыков работы на фондовом рынке: часто родители не могут передать этот опыт, потому что у них его нет. Каким-то образом эту проблему нужно решать».
Проблема действительно существует, и стоит она очень остро. «Выход здесь только один, – развел руками Андрей Смурыгин. – Учить учителей. И сами учителя должны быть людьми финансово состоятельными. Посудите сами: если педагог на грани бедности находится, научить обращению с деньгами он вряд ли сможет».
По словам эксперта, сегодня встает вопрос о разработке специальных методических материалов, рассчитанных на детское восприятие, поскольку все образовательные программы, которые несут в массы участники рынка, рассчитаны на взрослых.
Ведущие российские инвестиционные компании уже давно поняли, что лучший способ заполучить клиента – это его просвещение и обучение, а потому проводят семинары различного уровня масштаба и регулярности. На них рассказывается и о рынке, и об услугах компании, таким образом, задача образовательная сочетается с задачей повышения известности бренда.
«В Ростове существует масса различных курсов: для начинающих, по техническому и фундаментальному анализу, для пайщиков ПИФов. Проводятся также семинары по вопросам пенсионной реформы. Среди слушателей на наших занятиях много студентов, причем, большинство из них обучаются не экономическим специальностям: из ДГТУ, РИСИ, ЮФУ, ИУБиП. Я считаю, что техническое и математическое образование помогает анализировать постоянно меняющуюся ситуацию на фондовом рынке. Многие инвестиционные компании уже активно используют в своей деятельности по управлению портфелем ценных бумаг специальные программы – «биржевые роботы». В наше время развитых информационных технологий есть много возможностей повысить свой образовательный уровень и для старшеклассников, серьезно интересующихся фондовым рынком – было бы желание. Так, несколько школьников приходило к нам на семинары, но до реальных торгов дело у них не дошло. Кроме того, сейчас можно легко открыть учебный счет для торгов на бирже на сайте брокера в сети Интернет, и возраст здесь не помеха. Например, в нашем Чебоксарском подразделении постоянный клиент дилингового зала – бабушка, которой уже за 70», – рассказал директор «Ростовского фондового интернет-центра» группы компаний «Алор».
Что же касается инвестирования в ПИФы, стать их пайщиком сегодня может даже дошкольник: договор при этом заключают законные представители несовершеннолетнего, то есть родители. В данном случае, по словам Андрея Смурыгина, процедура приобретения паев не будет иметь существенных отличий. Однако стоит помнить: отчуждение имущества несовершеннолетнего контролируется органами опеки, следовательно, продать паи можно будет только с согласия этого органа.
Если ребенку, который изъявил желание стать пайщиком ПИФа, менее 14 лет – оформлением, как уже было сказано, занимаются его родители (без подписи своего чада). «Если же это подросток в возрасте от 14 до 18 лет, – заметил региональный директор УК «Тройка Диалог» Олег Семененко. – В этом случае он ставит свою подпись на всех документах. Подпись одного из родителей (опекунов, попечителей) также необходима».
«Если говорить об интернет-трейдинге, возможен следующий вариант: родитель открывает себе брокерский счет, и ребенок, получив от него логин и пароль, может самостоятельно этим счетом управлять. Но, на мой взгляд, это несколько рискованно: заигравшийся отпрыск будет сутки напролет просиживать у мониторов, отслеживая ситуацию на всех биржах мира. А когда он будет учиться, заниматься спортом и так далее?» – задал вопрос Алексей Плотников.
Большинство школьных программ ориентировано на базовые представления об экономике и финансах, на формирование некоего «экономического мышления». Это то, что охватывается теорией. Фондовый же рынок – вещь прикладная. В условиях современной действительности ученик зачастую знает о нем больше, чем учитель. То же самое происходит сегодня с интернет-образованием: школьники нередко имеют более полное представление об Интернете, чем преподаватели информатики.