Отличить обновленную Camry можно разве что по исчезнувшему «клюву» передка, а из очевидных перемен в салоне — слегка измененная компоновка центральной консоли. При этом у модели два новых двигателя объемом 2 и 2,5 литра и две новые коробки передач — вариатор и восьмиступенчатый автомат. И что, интересно, скрывает Toyota, раз сделала столь существенные изменения без лишней помпы и в рамках планового рестайлинга?
Теория заговора на самом деле не подтверждается: оба новых мотора с индексами M20A-FKS (2 литра) и A25A-FKS (2,5 литра) — часть глобальной платформы TNGA, на которой, собственно, и построена современная Camry V70, а также Corolla и RAV4. Новая линейка моторов Dynamic Force поможет марке избавиться от технической разношерстности: если в «доплатформенные» времена она выпускала до 800 типов двигателей, то с появлением глобальных «тележек» число силовых агрегатов должно сократиться до девяти базовых (в 17 вариациях).
То есть для самой Camry оба двигателя являются «фамильными» и в теории могли ставиться на нее еще три года назад, при выходе поколения V70. Тот же рафик, например, получил оба новых двигателя сразу еще в 2019 году.
Для более консервативной Camry поначалу оставили прежнюю линейку моторов-долгожителей. Основным был 2,5-литровый агрегат 2AR-FE, который выпускался с 2008 года и ставился еще на предпредыдущую Camry V40. Но двигатель имел хорошую репутацию, переваривал бензин АИ-92 и обеспечивал львиную долю продаж Camry.
А еще три года назад Camry пережила своеобразную революцию: если раньше она была скорее машиной для шефа на заднем сиденье, то с новой платформой TNGA стала активно флиртовать с человеком за рулем. Такая смена концепций вызывала известную тревогу маркетологов, и, возможно, поэтому моторно-трансмиссионные провокации оставили на потом.
И вот потом настало. Оба мотора щеголяют высокой по бензиновым меркам степенью сжатия 13:1, в чём сквозит намек на одного из конкурентов — Mazda с ее моторами SkyActiv. Кстати, у других моторов «тойотовского» семейства Dynamic Force степень сжатия доходит до 14:1, впрочем, как и у «Мазды». У обоих двигателей — комбинированный впрыск, когда часть топлива подается во впускной коллектор, часть — в цилиндры. Чтобы подавить детонацию, на режимах малых оборотов двигатель работает по циклу Аткинсона: впускной клапан остается открыт чуть дольше, чем нужно, выпуская избыточный заряд.
Зачем все эти сложности, если Toyota Camry прекрасно продавалась и с прежними моторами? И, кстати, степень сжатия уходящего 2-литрового мотора была ненамного меньше — 12,7:1. Основной прицел, конечно, делается на экономичность. Например, Toyota декларирует тепловую эффективность моторов нового семейства на уровне 40%. Если прежняя Camry 2.5 в стандартизованном городском цикле показывала расход 11,5 л/100 км, то сейчас — 9,3 л/100 км. Хотя измерить точный расход во время тест-драйва сложно, субъективно экономичность машины подтвердилась: за первую сотню километров стрелка топливомера словно бы вообще не шевельнулась.
Мощность 2-литрового мотора осталась неизменной — 150 л. с., но возросла тяговитость на средних оборотах, что позволило выиграть в разгоне до 100 км/ч около 1,5 секунды, поэтому теперь Camry 2.0 чуть опережает дорестайлинговую Camry 2.5. Старшей версии тоже добавили прыти, и вместо скромных 10 секунд она делает «сотню» за 8,7 секунды, в том числе потому, что мощность мотора возросла со 181 л. с. до 200 л. с. — аккурат на пороге налоговой ступеньки. Что важно, оба мотора по-прежнему допускают использование бензина АИ-92, но, вероятно, при столь высоких степенях сжатия низкооктановое топливо будет ощутимо сказываться на динамике.
Впрочем, есть и другая причина возросшей экономичности — новые трансмиссии. Раньше Camry V70 питерской сборки оснащалась шестиступенчатыми автоматами, теперь — двумя типами коробок. Двухлитровый двигатель идет в паре с вариатором, двигатели объемом 2,5 литра и 3,5 литра (он остался без изменений) — с восьмиступенчатым автоматом собственной разработки.
Наличие вариатора может нервировать клиентов, привыкших к здоровому консерватизму Toyota, ведь бесступенчатые трансмиссии в России любят сквозь зубы. Toyota использует вариатор с механической частью Aisin, который знаком по другим машинам марки: с 2018 года его устанавливают на двухлитровые Corolla (в Россию не поставляются) и кроссовер C-HR с тем же двигателем. Судить о его долговременной надежности пока сложно — выборка российских машин очень ограничена. Что интересно, у коробки есть первая механическая передача, то есть сразу после трогания тяга передается через жесткую шестеренчатую передачу. По замыслу это снижает типичную проблему вариаторов — кисельный старт с места.
Впрочем, оценить вариатор мы не смогли, потому что на тесте была 2,5-литровая Camry с восьмиступенчатым автоматом: на нее, очевидно, придется и пик спроса. Заметна ли разница в динамике с предшественницей? Сказать заочно сложно. Camry в любом случае не превратилась в спорткар, но за счет обилия передач и адаптивного режима автомата охотно подстраивается под водителя. При равномерной езде двигатель затихает на малых оборотах, на полном газу звонко распевается вплоть до 6500 об/мин, делая Camry достаточно проворной, чтобы не застревать за грузовиками во время обгонов.
В остальном ездовые ощущения те же самые: Camry V70 наградили более собранной и чувствительной подвеской, которая неплохо справляется с выступами (рельсами, кочками), но недолюбливает провалы и трещины, на них машина гулко ухает. Хорошая шумоизоляция всё же не может подавить асфальтовых шумов, и на шершавом покрытии доминирует гул качения. При спокойной езде Camry по-прежнему ощущается вальяжным кораблем, но если на загогулине виадука заложить покруче, машина сгоняет остатки сонливости и становится вдруг податливой и резвой, а руль наливается упругостью, как тетива лука. В общем, Camry V70 если и осталась кораблем, то более быстроходным во всех смыслах.
Обновление подоспело вовремя, потому что последние месяцы у Camry появился серьезный конкурент — KIA K5. Еще с ноября прошлого года он выбился в лидеры сегмента E, по итогам четырех месяцев 2021 года слегка опередив Camry: 8,8 тысячи против 8,2 тысячи. Схватка пока не совсем честная, потому что продажи Camry притормозил выход рестайлинговой версии, но всё же. Раньше такого не было: например, по итогам 2018 года, когда вышло поколение V70, Camry уничтожила конкурентов всухую и едва не выбилась в топ-10 российского авторынка, где доминируют бюджетники вроде «Соляриса» и «Весты». Казалось, гегемония Camry вечна, но KIA K5 взял неожиданно бодрый старт и, похоже, всерьез поборется за лидерство в классе.
И дело отчасти в цене: KIA предлагает больше «жира» за те же деньги. Например, Toyota Camry с 2,5-литровым мотором (комплектация «стандарт плюс») после рестайлинга стоит от 2,152 миллиона рублей (плюс 87 тысяч). Близкий по характеристикам KIA K5 2,5 AT8 Luxe на 80 тысяч дешевле, но лучше оснащен, например, сразу имеет подогрев руля, кожаный салон и кресла с электроприводом. Mazda 6 2,5 АТ6 Active Plus еще дешевле (от 1,95 миллиона), при этом комплектация будет хуже в мелочах: у нее нет парктроника, камеры заднего вида и противотуманных фар. Дороже Camry только Skoda Superb c двухлитровым турбомотором (190 л. с.) — при близкой оснащенности цена лифтбэка стартует от 2,545 миллиона рублей.
После рестайлинга подорожали и другие версии Camry. Двухлитровые машины стоят теперь как минимум 1,881 миллиона рублей (+29 тысяч), зато им положены 17-дюймовые колеса вместо 16-дюймовых. Топовые Camry с мотором V6 стоят теперь 2,917 миллиона (+58 тысяч). Впрочем, дорожает абсолютно всё: даже базовый Volkswagen Golf уже не купить дешевле 2,5 миллиона.
Как примет Camry с новыми моторами ее фан-клуб — интрига. Три года назад шаг в сторону водительских приоритетов лишь укрепил репутацию модели, и продажи на уровне 35 тысяч машин в год — это лучший результат за последние годы. С другой стороны, Camry и марку Toyota ценят за склонность к разумной прокрастинации: японцы не спешат с внедрением турбомоторов-маломерок, сложных трансмиссий или безумных автопилотов. Camry должна быть большой и железной, ну или хотя бы таковой ощущаться. И хотя на бумаге новые моторы выглядят по всем статьям лучше старых, им еще предстоит доказать свою органичность для Camry, какой ее хочет видеть российский покупатель. А для него зачастую расход топлива не столь значим — важнее способность Camry утюжить сотни тысяч километров дорог и не слишком терять в цене.
Camry — один из рекордсменов рынка по сохранению остаточной стоимости (и ликвидности). Например, первые выпуски поколения V70 2018–2019 годов стоят сейчас порядка 2 миллионов рублей — это ненамного дешевле новой машины. Поискав, можно найти варианты за 1,7–1,8 миллиона.
Выбирая автомобиль этого класса за 2–2,5 миллиона рублей, что бы вы предпочли?
Один из прямых конкурентов для Camry, Skoda Superb, также прошел плановый рестайлинг. Чуть раньше обновилась и Mazda 6.