На официальном сайте ООО «Симикон», которое производит всем известные фоторадарные комплексы «Крис», появилась интересная информация. В пресс-релизе даны ответы на вопросы: как высота и угол установки камеры могут повлиять на определение скорости транспортного средства?
Высота установки камеры не влияет на измерение скорости.
При неправильном угле установки камеры скорость может быть завышена до 5 км/ч.
Самое интересное приведено в конце релиза: «Следует отметить, что угол установки датчика легко контролируется по простой методике, основанной на пропорциях стандартного номерного знака и его изображения на фотографии, применяемой в спорных случаях в центрах обработки данных. В случае если в центре обработки данных по изображению будет выявлен неправильный угол установки, такое изображение будет отбраковано и штраф выписан не будет».
Описание контроля угла установки датчика можно легко найти в Интернете: «Косинус этого угла равен произведению 0,215 на отношение длины к ширине изображения номерного знака на фотографии. Эти размеры можно снять с фотографии при помощи линейки, а 0,215 — отношение сторон стандартного знака 520 × 112 мм». Математики быстро сообразят, о чем идет речь. Могу подкинуть вопрос для обсуждения: где теоретически должен находиться государственный регистрационный знак на фотографии из постановления о превышении скорости?
И обратите внимание, если камера установлена с нарушением угла, то не нужно делать пересчет скорости. Изображение должно быть отбраковано! Данное утверждение вытекает из постулатов метрологии: при измерении, чтобы получить результат, необходимо выполнить логическую последовательность операций и правил. В совокупности они называются «методика измерений». Невыполнение последовательности приводит к невозможности получения результата.
Только не надейтесь, что вы получили в руки инструмент для оправдания превышения скорости, попавшего на камеру. «Методике из Интернета» не поверит ни один судья и ни один инспектор. Тем более не поверит и какому-то пресс-релизу. А заключение эксперта об упомянутой методике по углу установки камеры по фотографии будет стоить недешево — порядка 15 000 рублей.
Хотя, с другой стороны, работники ЦАФАП давно в курсе, что их работу можно легко проконтролировать. А количество жалоб может перерасти в качество. Например, если один работник ГАИ ставит камеры в строгом соответствии с «Руководством по эксплуатации», и на постановления с этих камер нет никаких жалоб, то и к инспектору не будет никаких претензий. Верно и обратное утверждение.
Кроме того, в руки общественности попал хороший инструмент контроля работы ГАИ. Едет, например, неравнодушный товарищ мимо камеры, а она установлена в багажнике автомобиля. Сверху на датчике есть линия, которая при установке должна быть направлена строго параллельно краю проезжей части. Как можно сориентировать датчик по линии и краю проезжей части, когда он стоит в багажнике?
Да даже если датчик на треноге. Можно подойти и посмотреть, параллельна линия сверху на датчике краю проезжей части или нет. Если она не параллельна, то камера установлена неверно. Случайно сбить угол ее установки невозможно.
Что делать дальше?
Можно сразу позвонить в полицию и пожаловаться. Дальше посмотреть — будут приняты меры или нет. Можно найти двух свидетелей, сделать фотографию датчика фотоаппаратом с GPS и временем, составить акт в произвольной форме и выложить в Интернет. «Народ, кого в такое-то время на таком-то участке дороги зарадарил «Крис-П», обращайтесь за актом фотографирования и обжалуйте постановление. Датчик был установлен неверно!»
Можно еще что-нибудь придумать. Дерзайте.
Вывод напрашивается сам собой. Работникам ГАИ при установке камер отныне крайне нежелательно нарушать требования «Руководства по эксплуатации». Но тут нужно вспомнить об одной весьма пикантной особенности новой модификации «Крис-П». В Описании типа средства измерения на листе № 5 указано: рекомендации по областям применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений — вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, тогда как сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений (ГРОЕИ) распространяется на обеспечение безопасности дорожного движения.
Перевожу с русского на русский: руководство ГАИ закупает камеры, не рекомендованные к использованию ГАИ. Можно ли требовать с подчиненных выполнения требований «Руководства по эксплуатации» оборудования, не рекомендованного к применению?
Корпус атомных реакторов изготавливают из нержавеющей стали. Интересно, как бы общественность отреагировала на новость, что состав металла контролировался с помощью оборудования, не рекомендованного для применения в данной области?
И возвращаемся к пресс-релизу ООО «Симикон». Как уже было сказано, при неправильном угле установки камеры можно завысить скорость на 5 км/ч. Плюс погрешность прибора — 2 км/ч. Итого — 7 км/ч. Наказание последует, если камера зафиксировала скорость 81 км/ч. 81 - 7 = 74. То есть при движении по городу со скоростью 73 км/ч и выше в отношении собственника вашего автомобиля может быть выписан штраф за превышение скорости.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель — инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») — книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора