Есть вероятность, что в 2015 году большинство из нас если и сможет позволить себе новую машину, то либо отечественную, либо бюджетную. Но знаете что? Это не катастрофа. Мне вспомнилась одна недавняя история.
В общем, как-то я приехал к родственникам в деревню. Приехал на тестовой машине стоимостью порядка 2 млн рублей. Большой салон, большой багажник, автомат, кожа и все дела. И главное – машина претендовала на то, что она тоже немного джип: просвет, полный привод и т. п. В общем, крупный и почти премиальный кроссовер. Конечно, все цокали языками и спрашивали: сколько жмет, сколько жрет и сколько стоит.
А потом мы собрались за орехами, за каким-то там местным фундуком, который растет в чащах за полями, где дороги изрыты шинами комбайнов и грузовиков «Урал». Я донимал местных: проедет там кроссовер-легковушка? Мне отвечали: «Да, проедет... Конечно, проедет... Ну, должна, по крайней мере... Как-нибудь... На крайний случай, дойдете».
Настроение у меня стремительно падало до уровня отвисшей губы нежного пластикового бампера суперкроссовера. Перспектива отодрать ему какой-нибудь аэродинамический фартук стоимостью как пить дать 50 тысяч рублей уже маячила через лобовое стекло и панорамную крышу, и жаба сдавила мне горло так, что я побелел.
И тут брат моей супруги протягивает ключи от своего Logan – дескать, не мучь тестовую машину, бери. Белый неприметный Logan еще дореформенного поколения. Угловатый.
Искушение однако. Исследовательский дух велел мне броситься во все тяжкие на тестовой машине, но я понимал бессмысленность таких исследований, потому что кроссовер – на то он и кроссовер, чтобы держаться подальше от чащ. Ну, что я потом напишу: ребята, не ездите по кочкам выше 17 см, на одной из них висит мой бампер? Я это и без теста напишу. Можете считать, что он там висит.
В общем, я пожалел машину за 2 млн, загрузил пассажиров в Logan, и мы двинулись. Первый же съезд с асфальта был такой крутизны, что в лобовое стекло не стало видно неба – последний раз я скакал по таким буеракам на «Ленд-Ровер-Экспириенс». Ехал я осторожно, прислушиваясь к звукам из-под переднего бампера, но он проходил без трения. Ну, почти. Прелесть Logan в том, что легкий контакт не страшен: нижняя часть двухгодовалой машины все равно стесана, как старое долото. Нет, я не говорю, что машина за 2 млн здесь бы не проехала, вполне возможно, ей бы хватило 20 см просвета... Но если бы она и проехала, я бы еще раньше обделался.
А так движемся дальше – штаны сухие, настроение хорошее, кругом орешник. На грунте Logan бесподобен. Машина за 2 млн, кстати, тоже хороша, в каком-то смысле их настройки даже похожи. Только огромные колеса и полная независимость подвесок старшей модели не дают ей разгромного преимущества над Logan. У последнего, кстати, рулевое отличается внятностью на зыбких покрытиях, а отсутствие страха за бампер – это +50 км/час на грунте. Да-да, 80 км/час против 30 км/час, примерно такое соотношение и получилось. Дергаешь долговязый рычаг, слушаешь усердный рокот моторчика, ветер в харю... Свобода!
Нет, я не готов записать Logan в класс каких-то там внедорожников, упаси Бог. Просто при езде по реальной российской глуши он чувствует себя более непринужденно, чем иные напомаженные джипы, которые, без сомнения, уделают его в пух и прах на тарированных препятствиях специально построенной трассы близ дилерского центра.
Logan, конечно, не бог весть какой комфортный – у него аморфные сиденья, ограниченный диапазон регулировок, странное расположение всего и вся, жвачное сцепление... Но я вам так скажу: через полчаса езды ты прикипаешь к нему, как чайный осадок к моей походной кружке. Ты прямо залипаешь в эту его сельскую простоту, как влюбляются городские девчонки в дебелых деревенских парней.
Ну, да, шумноват, да, моторчик старается из последних сил, но за разговором этого не заметно. Пропасть между Logan и машиной за 2 млн существует только в глянцевом шаре маркетологии, а если поставить в приоритет кривые личных ощущений, эта разница определяется формулой «баш на баш». У машины за 2 млн чуть лучше здесь, у Logan здесь. И дело не в конкретном кроссовере. Боюсь, вывод почти универсален. Поставьте на место нашей героини любого из ее конкурентов – не думаю, что вывод будет радикально другим.
А ведь можно придраться и к профилю сидений машины за 2 млн или, скажем, ее энерговооруженности. У нее ведь все умножается на два: и мощность, и цена, и масса. Это как погоня за механическим зайцем: инженеры довешивают плюсов в комплекте с неизбежными минусами, и на круг разница в потребительских качествах оказывается гораздо ниже разницы в цене. Чем больше хочешь, тем больше компромиссов. Чем дальше в лес, тем лучше «Запорожец».
Нет, я не буду утверждать, что они одинаковы. Большая машина удобнее для пяти человек, у нее больше и практичнее багажник, она безопаснее, у нее ксенон. И все-таки в таком специфическом тесте я в очередной раз убедился, что иной раз простота дороже денег. В конце концов, чтобы получить кайф от автомобиля, не нужно за него бояться, а бесстрашие обратно пропорционально цене (а также массе и габаритам). Особенно если ездить там, где не ступал в навоз лакированный ботинок офисного служащего.