Впервые в истории российского автобизнеса самым продаваемым автомобилем в стране стала иномарка. Желание покупателей приобрести автомобиль по старой цене на фоне падающего курса рубля вызвало ажиотажный спрос на иномарки.
Самой продаваемой моделью в России по итогам ноября стала новая KIA Rio. Отечественная LADA Granta впервые с 2013 года уступила первое место корейскому авто. Ноябрь стал для многих зарубежных автобрендов хлебным. Многим из них удалось показать рост продаж на 10-30%. В то же время, как показывает статистика, по итогам минувшего месяца наблюдался спад продаж на модели марки LADA. Падение составило 17%.
«В необычных условиях случаются неожиданные вещи. Так, продажи ноября превысили продажи октября и почти достигли уровня ноября прошлого года. В течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, ему помогала программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году. Прогноз на декабрь также довольно оптимистичный, что повышает шансы на достойное закрытие этого трудного для российского автомобильного рынка года», – комментирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
По данным АЕБ, в январе-ноябре 2014 года российский автомобильный рынок снизился на 11,6%, или на 292 489 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году было продано всего 2 220 751 автомобилей. На АВТОВАЗе падение продаж объясняют проблемами с поставщиками комплектующих. Из-за перебоев с поставками линии по выпуску моделей Granta и Kalina простаивали 22-27 октября, и к концу ноября на заводе скопилось порядка четырех тысяч некомплектных машин.
При этом многие иностранные бренды показали заметный рост. Например, продажи KIA увеличились на 19%, до 20,7 тыс. машин, Renault – на 8%, до 19,1 тыс. машин, Toyota – на 32%, до 15,9 тыс. машин, а Mitsubishi – на 11%, до 7,8 тыс. В итоге LADA Granta впервые с января 2013 года перестала быть самым продаваемым автомобилем в России, уступив первое место KIA New Rio, продажи которой выросли на 54%, до 10,8 тысяч.
Падение курса рубля заставило покупать машины даже тех, кто планировал сделать это позже. Опасаясь подорожания, многие россияне купили новый автомобиль в ноябре. Более того, из-за разнице в курсе даже наши соседи белорусы приехали к нам за новыми машинами.
До половины российских автомобильных продаж приходится на граждан Белоруссии. Низкие цены, связанные с падением курса рубля, вызвали ажиотаж среди жителей соседнего государства, которые держат сбережения в долларах. В России новые машины стали стоить на 30-50% дешевле аналогичных предложений в Белоруссии.
В случае дальнейшего падения рубля в следующем году прогнозы по продажам могут быть и не столь оптимистичными. Вероятнее всего, автомобили будут снова дорожать, а продажи новых машин могут значительно сократиться.