В следующем году автомобилистам придется потратить больше средств на покупку страхового полиса. Поправки, которые сейчас обсуждаются в государственной думе, внесут корректировки в закон об ОСАГО, что приведет к повышению стоимости «атогражданки».
Изменения в закон довольно обширные. Во-первых, поправки в закон об ОСАГО предусматривают увеличение компенсационных выплат по «автогражданке». Во-вторых, законодатели предлагают увеличить поправочный коэффициент для неопытных водителей. В третьих, планируется увеличение максимальной суммы при оформлении ДТП самостоятельно. В четвертых, планируется установить безлимитный европротокол при условии видеофиксации аварии. Одним из определяющих факторов повышения цены полиса ОСАГО станет увеличение страховых выплат по ДТП.
Согласно предлагаемым поправкам, лимит выплат по ремонту будет увеличен с нынешних 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Лимит компенсации за нанесенный вред жизни и здоровью граждан тоже предлагается увеличить со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Предел возможного ущерба при оформлении аварии без вызова сотрудника ГИБДД вырастет с 25 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.
По подсчетам Российского союза автостраховщиков, все это потребует роста на 50% базовых тарифов ОСАГО – они не менялись с 2003 года (с введения «автогражданки») и составляют для физлица – владельца легкового автомобиля – 1980 руб., для юрлица – 2375 руб.
«По законам логики и экономики, если будут увеличены тарифы и страховые выплаты, то соответственно увеличится стоимость полиса ОСАГО. Не исключено, что сначала увеличат размер страхового покрытия, а затем повысят тарифы. Получается так, что вы купили старую страховку за две тысячи рублей, но, после введения поправок, в случае ДТП страховщик будет платить по новому. Свои потери страховые компании попытаются возместить за счет повышения стоимости полиса ОСАГО», – считает директор одной из юридических компаний в Ростове-на-Дону Александр Чухутов.
Российские власти, естественно, отдают себе отчет, что резкое повышение стоимости полиса ОСАГО приведет к социальному напряжению и росту числа недовольных граждан. Во избежание социальной напряженности предлагается ввести переходный период, во время которого автомобилисты смогут выбрать: покупать более дешевый полис по старым ценам, но с меньшим лимитом выплат, либо приобрести новый полис, который при этом обойдется дороже.
Но такой переходный период явно ударит по страховщикам, водители, руководствуясь здравым смыслом, естественно предпочтут приобрести полис ОСАГО по старой цене. Такой вариант естественно не нравится страховщикам, поэтому они выступают с инициативой повышения ставок базового тарифа, чтобы компенсировать свои потери.
Страховщики заявляют, что если первоначально предполагалось увеличение тарифов на 50%, то с учетом последовавших законодательных инициатив (по расчетам аналитиков в ОСАГО) повышение должно прибавить не менее 70% к действующему базовому тарифу. «Страховые компании потребовали от законодателей повысить цену полиса для компенсации расходов», – поясняет президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. В реальности же стоимость полиса ОСАГО вырастет на 30% поясняют эксперты.
Также страховщики заявляют о необходимости увеличения коэффициента бонус-малус (КБМ – надбавки в зависимости от аварийности вождения), поскольку эта категория страхователей является убыточной.
Сейчас молодые водители начинают свою страховую историю с КБМ равным 1, законодатели предлагают ввести установить коэффициент на уровне 1,4. Еще одна категория водителей, которую страховщики считают убыточной, это те, кто неоднократно нарушает правила дорожного движения. К ним относятся выезд на встречную полосу, проезд через ж/д переезд на запрещающий сигнал светофора, управление автомобилем в пьяном виде, будучи лишенным прав, без регистрационных знаков или с незаконно установленными проблесковыми маячками. Для таких водителей увеличение суммы полиса предусмотрено в 10 раз.
Повышение страховых выплат должно, по идее, встретить радостные отклики автовладельцев, однако многие автомобилисты считают, что страховщики наживаются на водителях. «Страховые компании должны выплачивать 80% средств, полученных от автовладельцев, но в реальности цифра едва достигает 60%. Разница остается у них в кармане», – заявил председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
В случае принятия поправок вырасти могут не только выплаты по ОСАГО, но и страховые тарифы. Сейчас базовый тариф ОСАГО составляет 1,98 тысячи рублей. В случае прогнозируемого роста на 30% стоимость полиса превысит 2,5 тысячи рублей. Ожидать повышения стоимости ОСАГО нужно не с 1 января, как прогнозировали раньше, а в марте 2013 года, так как, вероятнее всего, депутаты не успеют утвердить законопроект до нового года.
Фото: Фото из открытых источников