Про движение скутеров и «обезличенных» (без регистрационных номеров) мотоциклистов на улицах нашего города (да и не только) сломано столько копий, что в пору сложить из них приличный холм. Про необходимость введения новой категории водительских прав под литерой «М» дебаты ведутся уже второй год (их предполагалось ввести еще весной 2011 года), но документ никак не может пройти второе чтение в Госдуме.
Пока же ситуация очень близка к взрывоопасной. Гибнут как взрослые, так и подростки-водители мототранспорта. Так, на днях в Ростове-на-Дону на пересечении улиц Толмачева и Мичурина (ЗЖМ) скутерист 1981 года рождения угодил под колеса автомобиля Honda. От полученных травм мужчина скончался на месте. Другой случай со смертельным исходом произошел в Мясниковском районе на 12 километре трассы Ростов–Таганрог. Скутерист не справился с управлением (видимо, только осваивал приобретение) и врезался в отбойный брус.
В целом же за шесть месяцев текущего года в Ростовской области ГИБДД отмечает снижение случаев детского травматизма. Зарегистрировано 195 дорожно-транспортных происшествий (-15,9 % к аналогичным показателям прошлого года), в которых семь детей погибли (-12,5%) и 210 получили травмы (-9,9%). Между тем цифры статистики огласили всего пять ДТП с несовершеннолетними водителями скутеров с начала мотосезона в донской столице. Вроде бы отрадный показатель, но в целом обстановка на дорогах далека от нормальной.
«Еженедельно в Ростове фиксируется 4-5 аварий с участием скутеристов различного возраста, – констатирует старший инспектор городского управления ГИБДД Андрей Тихонравов. – Типичные нарушения: не уступил дорогу, выезд на встречную полосу, нарушение правил маневрирования. К тому же владельцы малого моторного транспорта должны передвигаться только по крайней правой полосе дороги».
Соблюдается ли это у нас, должен выявить сегодняшний рейд, организованный управлением МВД Ростова-на-Дону. Не очень верится, что возле здания мэрии на Большой Садовой можно полномасштабно провести такое мероприятие. Мы уже участвовали в «показательной порке» владельцев затонированных авто. Эффективность подобных мероприятий в том, чтобы привлечь внимание обывателей к проблеме. А вот отсутствие системной административно-профилактической работы со стороны той же ДПС только обозначит ее, но вряд ли существенно повлияет в целом на обстановку. Скутеристы прочно «оседлали» спальные районы, такие как СЖМ, ЗЖМ, улицу Портовую, Сельмаш. И там гоняют на них (где попало и как попало) все кому не лень: от мала до велика. Хотя ограничение по возрасту установлено от 16 лет.
«Возвращаюсь намедни с работы домой. Ожидаю «стрелку» светофора для поворота налево (площадь Дружинников), – рассказывает инструктор по вождению Александр Колосович. – Буквально перед собой наблюдаю картину: подростки на скутере втроем (!) пересекают перекресток, не обращая внимания на запрещающий сигнал. Водитель иномарки еле увильнул от столкновения. О последствиях даже думать не хочется, ибо подростки передвигались без каких-либо средств защиты». Между тем статья 5.35 Кодекса об административных нарушениях за неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет наложение штрафных санкций. Наказание, прямо скажем, небольшое – до 500 рублей и требует, по мнению правоохранительных органов, значительного увеличения. «Проблему удастся решить в комплексе с привлечением всех участников воспитательного процесса: школ, родителей, инспекций по делам несовершеннолетних», – считает Андрей Тихонравов.
Еще одна лазейка для торговцев скутерами кроется в том, что китайские производители намеренно занижают мощность двигателя в инструкциях. По теории, если объем двигателя не превышает 50 куб. см, а скорость мопеда 50 км/ч, то его можно не регистрировать в Госавтоинспекции. На деле же отдельные модели развивают скорость до 80 км/ч. При отсутствии достаточных навыков вождения это может привести к самым трагическим последствиям. Пока проект изменений в закон набухает от пыли в думских комитетах, скутерные провокации на дорогах продолжаются, гибнут и калечатся люди от беспредельного равнодушия. Необходимы кардинальные решения проблемы. И чем быстрее это произойдет, тем будет лучше для всех нас!
Фото: Фото justmedia.ru и ДПС УГИБДД РО