В самое ближайшее время правительство России рассмотрит вопрос об увеличении максимальной скорости на дорогах класса «автомагистраль» со 110 до 130 км/ч.
С этой инициативой выступил глава строительной корпорации «Автодор» Сергей Кельбах. По его мнению, на новых шоссе такая максимальная скорость (как и во многих европейских странах) будет безопасной для участников движения. Возможно, ограничение в 130 км/ч коснется только платных участков дорог, которых в ближайшее время будет все больше.
На прошлой неделе открылся платный 23-километровый участок на трассе М4 «Дон»(с 48 по 71 километр). Всего на М4 до 2016 года планируется ввести в эксплуатацию 766 километров платных дорог. Кроме участков на «олимпийской» трассе, уже имеются подобные в Московской, Псковской и Ленинградской областях.
«У нас в стране автомагистрали, где разрешена скорость 110 км/ч, можно пересчитать по пальцам одной руки. К тому же, если по ним ехать быстро, можно и вовсе никуда не доехать – качество покрытия оставляет желать лучшего. Что у нас в изменилось с дорогами, чтобы можно было на законодательном уровне проводить такую инициативу? В этом свете увеличение максимальной допустимой скорости до 130 км/ч выглядит как хороший PR для будущих платных трасс. Надо же чем-то завлекать автолюбителей на коммерческие дороги», – уверен известный автомобильный эксперт Сергей Асланян.
Противоположного мнения в данном вопросе придерживается юрист и правозащитник Виктор Травин: «Мне все равно, будет ли это PR, главное для меня – возможность ехать со скоростью 130 км/ч. Я приветствую такое решение. Но я категорически против единой градации скоростного режима по всей стране. Ограничение скорости должно зависеть от отдельно взятого участка дороги: если на трассе не бывает аварий, имеется разделительная полоса и хорошее качество асфальта, так почему бы не поднять максимальную скорость с 90 км/ч хотя бы до 110 км/ч? Сейчас же скоростной режим в нашей стране – «средняя температура по больнице».
«Все ездят быстрее нынешних 90 и 110 км/ч, так что ничего страшного не произойдет. К тому же сами автомобили стали заметно лучше и безопаснее, – говорит лидер общественной организации «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Единственное, повышение максимальной скорости до 130 км/ч должно коснуться не только платных дорог, но и всех трасс класса «автомагистраль» в нашей стране».
Пойдет ли на такое решение правительство, пока неизвестно. Ведь в прошлом году произошел существенный рост дорожно-транспортных происшествий из-за несоблюдения скоростного режима. Всего зафиксировано 50 834 ДТП, что на 12,2% выше аналогичного показателя 2010 года. Число погибших составило 9146 человек! В Ростовской области каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие происходит именно из-за превышения водителями скорости. Как в ситуации наплевательского отношения к соблюдению скоростного режима донести до автовладельцев простую мысль о том, что торопиться за рулем не стоит? Значительное увеличение как стационарных, так и мобильных комплексов фото- и видеофиксации этого типа нарушений, как видим, не приносит необходимых результатов.
«Автодор» предлагает увеличить «максималку», а ГИБДД проводит просветительскую акцию «Некуда спешить»... При этом далеко не все россияне осознают опасность превышения скорости. По данным ВЦИОМ, только треть опрошенных респондентов считает, что нарушение скоростного режима на 30 км/ч – это серьезное правонарушение. Около 20% водителей в процессе движения не придают значения тому, что ПДД ограничивают скорость в зависимости от конкретных дорожных условий. И только 25% опрошенных водителей отдают себе отчет в том, что при неблагоприятных погодных условиях все же следует сбавить скорость.
«Практически никто на трассах не соблюдает установленного ограничения скорости в 90 км/ч. При этом вполне реально увеличить скорость передвижения на 20 км/ч на той же М4 хотя бы от Миллерово до Рассвета. 110 км/ч вполне реальная скорость для качественных федеральных трасс», – считает профессиональный водитель Иван Мирошниченко.
Добавим, что максимальное ограничение скорости в 130 км/ч действует практически во всех странах Европы, а в Германии есть участки автобанов, где скорость ничем не ограничена, хотя и там 130 км/ч является рекомендованной максимальной отметкой. Однако, вчитываясь в неутешительные сводки ГИБДД, приходишь к мысли: не готовы мы к таким переменам. По качеству большинства дорог и по культуре вождения мы пока уж очень далеки от европейских стандартов.
Может быть, действительно некуда спешить?!