Премьер-министр Владимир Путин вознамерился с 2013 года пересадить всех российских чиновников на автомобили отечественного производства. Начать глава правительства решил с себя. Однако ЗиЛ за отведенный срок так и не представил никаких адекватных решений по автомобилю для первых лиц государства.
Решение доверить столь ответственную задачу Заводу имени Лихачева приняли не так давно. У завода славные традиции создания машин для советских вождей.
«Завод «ЗиЛ» сегодня находится в очень сложном положении. Мы бы с удовольствием, конечно же, вернулись к приобретению этих машин – они были достойные, хорошие для того времени. Но машины эти уже много лет не выпускаются, – рассказал РИА «Новости» управделами президента Владимир Кожин. – Ситуация достаточно сложная, мы внимательно ее изучили и готовим свои предложения, как ее кардинальным образом исправить, и будем докладывать премьеру и президенту. Но сказать, что мы завтра начнем опять закупать машины марки «ЗиЛ», пока нельзя».
О новом ЗИЛ-4112, который завод разрабатывал для Путина, впервые сообщалось в 2003 году. Планировалось, что вес бронированного рамного лимузина ЗИЛ составит 5 тонн, машина будет разгоняться до 100 км/ч за 13 секунд. На президентский ЗиЛ планировали установить V8 объемом 7,7 л мощностью 400 л.с.
При этом Владимир Кожин надеется, что скоро в России все-таки начнут делать подобный автомобиль, который станет гордостью российского автопрома. Причем выпускать такую машину нужно будет не штучно, необходимо наладить полноценное производство.
Пока первые лица России передвигаются на продукции немецкого автопрома. Федеральная служба охраны (ФСО) закупает Mercedes, а управделами президента работает с компанией BMW.
Однако управделами президента подчеркнул, что в настоящий момент автопарк управления делами президента РФ на 95% состоит из собранных в России автомобилей.
«Мы сегодня работаем с тремя базовыми моделями, и все они являются машинами российского производства: это автомобили марки BMW, которые собираются в Калининграде, это машины марки Ford, которые собираются в городе Всеволожск Ленинградской области, и, естественно, «ГАЗ» – «Волга», – сказал Кожин. – Исключение составляют лишь закупки небольшого количества автобусов или какого-то специализированного транспорта, который еще не производится в России».
Напомним, что госзакупки дорогостоящих иномарок не раз становились предметом разоблачений для борцов с коррупцией.
А как у них?
Главы ведущих государств мира к вопросу выбора автомобилей подходят с патриотизмом.
Королева Великобритании Елизавета II ездит на одном из двух Bentley State Limousine, специально сделанных к 50 летнему юбилею царствования. Для неофициальных поездок Ее Величество использует другие культовые британские марки Jaguar XJ или Range Rover.
Правительство Германии, в том числе и президент, по сложившейся традиции используют Mercedes-Benz S-Class. Канцлер Ангела Меркель ездит на VW Phaeton.
Президент Франции Николя Саркози ездит на Citroen C6 или Renault Vel Satis. Ценитель всего прекрасного, бывший премьер Италии Сильвио Берлускони передвигался на бронированном Maserati Quattroporte.
Император Японии ездит на специально выполненной в единственном экземпляре Toyota Century Royal, а официальный транспорт премьер-министра – Lexus LS 600h L.
Президент США Барак Обама ездит на хорошо вооруженном и бронированном лимузине Cadillac One. В отличие от большинства глав государств, американский президент возит с собой по всему миру в самолете не только лимузины, но и кортеж, мотоциклы и военную машину скорой помощи.