В Ростове наступает весна, и на городских дорогах уже появились скутеры, которых другие участники дорожного движения традиционно побаиваются. Пока скутеристы предвкушают открытие сезона, ГИБДД готовится противостоять росту числа ДТП.
Официальное открытие скутерного сезона в Ростовской области намечено на 21 апреля, но счет аварий с участием скутеристов в 2012 году открыт за месяц – 20 марта. Вечером на ул. 50 лет РСМ 33-летний скутерист столкнулся с автомобилем Нyundai Santa Fe, который двигался в попутном направлении.
По предварительным данным, в ДТП виноват водитель скутера, он не выдержал дистанцию. Незадачливый скутерист доставлен в БСМП-2 с сотрясением мозга и закрытой черепно-мозговой травмой.
«Прошлым летом аварии с участием скутеров на ростовских дорогах случались практически через день. В этом году мы также готовимся к большому количеству ДТП с участием скутеристов, – констатировал старший инспектор отдела ГИБДД по Ростову-на-Дону Андрей Тихонравов. – К сожалению, очень часто на скутерах ездят подростки, которые не изучают ПДД и создают аварийные ситуации».
Отдельной статистики аварий с участием скутеров в городской и областной ГИБДД, по словам инспекторов, не ведется. Однако инспекция активно готовится к мотосезону.
«В этом году мы будем проводить комплекс мероприятий, касающихся именно водителей скутеров, особенно несовершеннолетних. Будем объяснять необходимость изучения ПДД, для борьбы со злостными нарушителями будем работать с инспекцией по делам несовершеннолетних», – рассказал Андрей Тихонравов.
Не менее активно к весне готовятся и сами горожане. Скутер – это удобный, недорогой и экономичный вид транспорта, поэтому количество обладателей такого вида транспорта год от года неуклонно растет. В магазине «Твой мото» рассказали, что продажи скутеров идут активно в преддверии нового сезона, но точно назвать объем отказались, сославшись на коммерческую тайну. «Берут разные люди, не только молодежь, готовятся к сезону», – резюмировал менеджер магазина.
Правда, пока в Ростове-на-Дону скутер ассоциируется далеко не со «средним классом» и демократическими ценностями.
«Я этих деток на скутерах боюсь, как огня, – заявляет водитель «газели» Владислав Чумаков. – Скутеристы, объезжая пробки, часто попадают в мертвую зону, где их не видно в зеркала заднего вида. Кроме того, им же и правила не писаны. А пьяных сколько на этих мопедах катается!»
По закону управлять скутером разрешается лицам, достигшим возраста 16 лет, и только после изучения правил дорожного движения. На практике эти нормы соблюдаются далеко не всегда.
«Я с 13 лет гоняю вовсю, и ничего», – хвастается посетитель форума ростовского скутер-клуба в Интернете.
Сегодня на скутер с объемом двигателя свыше 50 куб см нужны обычные права категории А. Если объем двигателя меньше 50 куб см, то водительское удостоверение не нужно вовсе, пояснил менеджер салона «Твой мото». По его словам, в 2010 году законодатели говорили о том, что для владельцев скутеров нужно открыть специальную категорию и изменить порядок выдачи прав, но дальше разговора не пошло.
Для примера, популярный скутер SYM Jet EuroX 50 с объемом 49,5 куб см развивает скорость до 70 км/ч. Для управления таким аппаратом права не нужны. Если нет прав, то можно не бояться их лишения, резонно рассуждают некоторые водители, и не упускают случая погонять по городу, заправившись изрядной долей алкоголя и проигнорировав даже просьбы соратников.
«В скутер-клубах постоянно говорят об ответственности за свою жизнь и жизнь других участников движения. Пропагандируют езду в шлеме и недопустимость пьяной езды, но на практике не все водители соблюдают эти негласные правила», – подтверждает ростовский скутерист со стажем Александр.
Фото: Видео предоставлено отделом пропаганды ГИБДД Ростова-на-Дону