Российский авторынок миновал пик роста и готовится к новой волне кризиса. К такому выводу пришли автоэксперты, оценив последние данные Ассоциации европейского бизнеса. На днях АЕБ опубликовала данные продаж легковых автомобилей за январь–сентябрь текущего года года. За отчетный период в России продано 1 921 282 машины, что на 45% выше, чем за аналогичный период прошлого года. В сентябре было продано 235 552 автомобиля, и это на 26% больше, чем в том же месяце 2010 года.
«Рост в 26% в сентябре соответствует нашим ожиданиям: до конца 2011 года российский рынок будет стабильно расти. Тем не менее темпы роста будут более медленными, нежели в начале года. По нашему прогнозу, до конца 2011 года будут проданы 2,45 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей, и этот показатель выглядит легко достижимым», – заявляет председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Однако сдержанный оптимизм европейского коллеги не разделяют отечественные эксперты. Сентябрьский рост 26% против 32% в августе кажется им весьма скромным. Более того, по их мнению, в сентябре российский рынок рос, скорее, по инерции из-за того, что компании доставляли покупателям ранее заказанные автомобили.
Планы ведущих мировых автопроизводителей по экспансии в Россию может перечеркнуть грозящий глобальной экономике новый кризис. По сравнению с летом резко вырос доллар. Кроме того, правительство России недвусмысленно заявило, что никаких новых программ по утилизации старых легковых автомобилей в будущем ожидать не стоит. Банки из года в год все менее охотно выдают автокредиты. Вполне вероятно, что уже в октябре этого года российский авторынок покажет незначительный рост, который к концу году и вовсе грозит быть отрицательным, резюмировали участники семинара российских автомобильных маркетологов.
Рейтинг автомобилей на вторичном авторынке Ростова-на-Дону во многом дублирует «марочные» раскладки первичного. По данным базы автообъявлений, наибольшее предложение приходится на модели ВАЗа. Далее с огромным отрывом – практически в три раза – идет «иномарка» ЗАЗ, производитель бюджетного бестселлера Chance. В затылок ему дышит Hyundai, за которым по общему числу объявлений следуют Toyota и Volkswagen.
«В целом наши эксперты считают, что активный рост авторынка в России практически завершился, и сейчас стоит ожидать стабилизации. В тоже время ряд специалистов считают, что до 2020 года можно ожидать еще минимум два падения рынка. Причем ближайший спад может произойти уже в 2012 году», – сообщил руководитель агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Больше всего нас беспокоит падение продаж бюджетных моделей, так как это это самый чуткий сегмент рынка, и на высокую волатильность курсов валют он реагирует первым,— отмечает владелец дистрибуторской компании «Квингруп» Ленур Ислямов. – К тому же сейчас до 50% автомобилей бюджетного сегмента покупаются в кредит, но в последние месяцы банки стали значительно реже выдавать автокредиты как раз той категории покупателей, которых могут интересовать дешевые модели».
Что касается наиболее продаваемых моделей в сентябре, то здесь никаких глобальных изменений не произошло. Доминирует на рынке по-прежнему отечественный производитель. Лидер продаж – Lada Kalina (109 785 проданных машин). Правда, в сентябре ее продажи снизились на 2% – до 12 129 штук.
Следом идет Lada Priora (107 959 штук), причем в сентябре она обогнала Kalina (13 669 штук). На третьем месте расположилась теряющая популярность «классика». Продажи ВАЗ-2104, 2105 и 2107 за девять месяцев составили 95 809 машин, но в сентябре снизились на 45%. Эксперты Автостата связывают это с тем, что закончилась программа утилизации, и российский потребитель ждет появления новой бюджетной отечественной легковушки Lada Granta.
Однако на пятки отечественным машинам уверенно наступают корейцы. Настоящий прорыв показал Hyundai Solaris, продажи которого выросли на 88%. Автомобиль начал выпускаться в январе 2011 года, и уже к сентябрю было продано 66,3 тысячи штук. Это лучший результат среди иномарок. Кореец уверенно сместил с пьедестала Renault Logan.
«Эффектный дизайн, высокий уровень качества и доступная цена позволили Hyundai Solaris быстро стать лидером продаж среди иномарок C-класса», – отметил руководитель отдела продаж автоцентра «Дельта Моторс», официального дилера Hyundai в Ростове-на-Дону, Юрий Тахтамышев. По его словам, автомобиль был разработан специально для российского рынка, а при его создании учитывались мнения клиентов и особенности эксплуатации на дорогах России. В пользу корейской марки также играет относительно низкая стоимость владения.
Фото: Фото с сайта Telegraph.co.uk