Система безналичной оплаты проезда завоевывает общественный транспорт Ростова: к концу июля к трамваям и троллейбусам, где карточки уже принимают, добавятся «большие» автобусы, прежде всего – муниципальный подвижной состав. Тест-драйв системы провела редакция портала 161auto.ru.
Как театр начинается с вешалки, безнал начинается с карточки. Чтобы ее приобрести, придется приложить определенные усилия – прежде всего, по поиску функционирующего терминала. С одной стороны, желтые столбики с логотипом «Ростов Транспорт» уже слились с городским фоном: не заметить их на самых людных остановках и в переходах на Ворошиловском и Буденновском можно только в случае, если никогда остановки и переходы не посещать либо не смотреть по сторонам.
Окончательный переход на безналичную систему оплаты за проезд будет осуществлен в нынешнем году. Эти данные привел директор городского Департамента транспорта Геннадий Клейменов. По его данным, бортовые терминалы уже установлены на 886 из 904 единицах подвижного состава большой вместимости (98%). Установлено 38 из 55 терминалов, с помощью которых можно купить карты. Продажа предоплаченных транспортных карт «Экспресс 50», «Экспресс 100», «Экспресс 200» с 1 июня идет в киосках «Роспечати».Но главная интрига – не в расположении терминалов. На выходных ни один из четырех встретившихся на пути аппаратов не работал. Добиться взаимности от теоретически работавшего терминала на площади Карла Маркса сегодня не удалось: на команды, как с клавиатуры, так и с сенсорного экрана, он не реагировал. Правда, интерес к нему носил уже просто технический характер: накануне утром карточку удалось приобрести. На желание распрощаться с 50 рублями – столько стоит сам «пластик» – откликнулся терминал в переходе под Садовой-Буденновским.
Правды ради отмечу, что диалог все же не обошелся без шероховатостей: аппарат долго не соглашался принимать 50-рублевую купюру, только-только выданную банкоматом. Убедить «зверь-машину» удалось с третьего раза. Помимо необоснованной привередливости купюроприемника, насторожило отсутствие монетоприемника. Это в свете отказа от «бумажек» делает новый аппарат немного устаревшим.
В остальном процесс получения карточки и пополнения баланса весьма прост: настолько, что его хочется описать молодежным термином «тупо». Тупо выбираешь – хоть с клавиатуры, хоть на экране – надпись «Купить карту» и далее следуешь лаконичной пошаговой инструкции. Выдается «голая» карта, далее, как в рекламе, «просто добавь воды» – в смысле, положи деньги на счет. И – можно ехать. Но здесь также не все просто.
Карта с целыми 50 рублями на счете пролежала без дела почти сутки. Попытка доехать без денег по Буденновскому от Садовой до Текучева успехом не увенчалась. В части «больших» автобусов, принадлежащих «коммерсантам» попросту отсутствуют считывающие устройства, в остальных они не работают. Пришлось платить по старинке – наличными, когда терпение иссякло.
В салоне 22-го ситуация прояснилась: внедрение системы в муниципальном транспорте растянулось на месяц, и в части автобусов «карточный» расчет появится только с 25 июля. Однако вечером того же дня в «тройке», где карточки уже по сути должны принимать, терминал попросту не работал. Обновить транспортную карту получилось лишь сегодня утром, при входе в троллейбус. Электротранспорт – ветеран безнала, напомним, уже с мая 2011 года терминалы работали в штатном режиме во всем подвижном составе. Несколько мгновений, и я – обладатель свежеотпечатанного билетика, подтверждающего оплату...
...Отмотаем эти самые несколько мгновений назад. Сказать, что устройства совсем бесконтактные, сложно: чтобы оплата прошла, нужно плотно прижать карту к считывателю терминала и дождаться звукового сообщения «Оплата произведена». Это – немного дольше, чем оставить на окошке 10 рублей. Хотя – намного быстрее, чем дожидаться сдачи, если даешь не «под расчет». Водитель так или иначе отвлекается – хотя от работы с выручкой он вроде и избавлен, но проследить за оплатой все же нужно. Да и помощь «чайнику» управиться с карточкой также не помешает.
На площади Карла Маркса из примерно десятка вошедших «виртуально» расплатились лишь двое – я и мужчина с пенсионной картой. Далее, как минимум четыре остановки, «безналичных» пассажиров не было вовсе. Судя по данным на талончике, сегодня картами расплатились немногие: на моем билете значился номер 000015. Вообще билет порадовал информативностью, помимо серии и номера, на нем значатся дата и время поездки, вид транспорт и даже его марка, бортовой номер и – самое важное – остаток на карте. То есть волновавший многих вопрос – а что делать, если на карте не окажется денег, – отпадает. Не оказалось – сам виноват, за балансом нужно было следить.
Общее резюме: процесс личного перехода на безналичный расчет в общественном транспорте прошел безболезненно. Платить картой действительно удобнее, относительно затяжной момент проведения платежа – это, скорее, не недостаток, а отсутствие привычки. И, судя по личному опыту, переучивание к входу на переднюю дверь далось в свое время со значительно большим трудом и внутренними протестами.
Теперь о дегте. Система действительно удобна, но только в случае, если нужный пассажиру автобус не входит в тот минимум, где терминалов не стоит вообще, либо оборудование не налажено. Кроме того, эффективной ее можно счесть в случае, если большинство поездок человек совершает на «большом» транспорте, а не на маршрутках. Приобретать карту ради нескольких случайных переездов в автобусах вряд ли целесообразно. Вполне возможно, что ситуацию исправит введение дифференцированного тарифа. То есть, если при безналичной оплате проезда тариф будет ниже, чем за наличные, и эта идея сейчас обсуждается.
В любом случае, реалии подтверждают правоту разработчиков проекта: наличные и безнал будут довольно долго сосуществовать в общественном транспорте, пока горожане не увидят преимуществ «безденежного» проезда.