Долгожданная система безналичной оплаты проезда пришла в общественный транспорт Ростова. Первыми «обновку» опробуют пассажиры троллейбусов и трамваев – именно с электротранспорта начинается эксперимент. Когда система придет в «большие» автобусы – вопрос по-прежнему открыт.
В Ростове-на-Дону начала работать система безналичной оплаты проезда. Администрация города с гордостью отчиталась о том, что систему запустили во всем электротранспорте: оборудование установлено на 67 троллейбусах и 61 трамвае, итого 128 единиц подвижного состава. Одновременно начались и продажи карт. По информации администрации Ростова, приобрести карту и пополнить баланс можно уже на 14 остановочных пунктах, с 1 июля продажа откроется еще на 41 точке. Их адреса размещены на сайте администрации города. Кроме того, предоплаченные карточки «Экспресс 50», «Экспресс 100», «Экспресс 200» можно купить в 130 киосках «Ростдонпечати», которые работают на территории города. Пенсионеры и школьники получают карточки в органах соцзащиты либо учебных заведениях.
«Выдача социальных карт осуществляется органами социальной защиты населения с 17 января 2011 года ежедневно в восьми районах города. В настоящее время выдано 18 516 штук. Также реализуется порядок выдачи социальных карт обучающимся в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время родители вносят оплату за карты, по состоянию на 28 марта оплачено 65 000 карт из 83 786 возможных», – рассказал на заседании думской комиссии начальник отдела экономического анализа и контроля МУ «Департамент транспорта» Христофор Ермашов.
Терминалы, через которые можно приобрести и пополнить транспортные карты, уже примелькались: их начали устанавливать ранней весной. Устройства желтого цвета с ярким меню можно увидеть, в частности, в главных центральных переходах – на пересечениях Большой Садовой, Буденновского и Ворошиловского. К концу года пополнить баланс карты можно будет и через платежные терминалы Qiwi – всего, уточнил Христофор Ермашов, будет переоборудовано 500 терминалов.
Счастливчиков, которые уже воспользовались безналом, пока найти не удалось: на троллейбусы и трамваи приходится далеко не самая большая доля пассажироперевозок. Плюс ко всему, как и было обещано, параллельно с карточками водители электротранспорта будут принимать и наличные.
«На троллейбусе я езжу пару раз в месяц от силы, на трамвае в последний раз ездила в прошлом году. Поэтому сейчас лично для себя смысла в безнале я не вижу. Карточку, естественно, покупать не буду. И думаю, даже пассажиры троллейбусов и трамваев также также не сразу это сделают, раз уж можно наличными расплатиться, зачем нужны лишние действия – купить карту, искать потом, где ее пополнить», – говорит экономист Марина Егорова.
«Такое чувство, что для галочки включили – вот, обещали, получите, распишитесь. Кому нужны эти трамваи-троллейбусы? Постоянно полупустыми ходят. Хотя, если автобусы подключат, первым буду, кто купит карточку – надоела эта мелочь по карманам и десятки смятые», – рассуждает консультант магазина Денис Богданов.
Когда безнал придет в «большие» автобусы – вопрос по-прежнему открытый. В администрации данные по этому поводу не уточняют. По словам сотрудника одного из предприятий-перевозчиков, АТП продолжают искать общий язык с властью, прежде всего, по льготникам.
«Когда все решится, непонятно. Поэтому о безнале вообще молчат, никто ничего не говорит», – констатировал собеседник корреспондента.
Между тем на заседании думской комиссии «транспортные» чиновники прозрачно намекнули, что от безнала «откосить» не удастся. Сейчас город готовит документацию по предстоящему конкурсу на право пассажирских перевозок.
«В договоре учтены новые требования к подвижному составу: подвижной состав большой вместимости, работающий в обычном режиме, должен быть оборудован автоматизированной системой учета и безналичной оплаты проезда, а также спутниковой системой навигации ГЛОНАСС», – обрисовала новые требования к перевозчикам заместитель директора МУ «Департамент транспорта» Елена Дедова.
В стадии решения и вопрос о «безналичном» тарифе. По предложению чиновников, при «карточной» оплате стоимость проезда должна быть ниже. Как сообщили в пресс-службе Думы Ростова, депутаты поручили администрации города найти решение по дифференцированному тарифу, которое устраивало бы всех.