Изобретен геометрический светофор. Он отличается от стандартного тем, что цветные сигналы дополнены соответствующими им фигурами. Автор идеи Юрий Козин предлагает установить их на улицах, чтобы снизить число нарушений ПДД, улучшить регулирование движения и упростить жизнь водителям.
Светофор в нынешнем виде существует почти целый век. Он представляет собой три всем известные круга разных цветов – красного, желтого и зеленого. Изобретатель Юрий Козин предлагает более значительные перемены. Он считает, что если добавить к каждому цветному сигналу соответствующую ему геометрическую фигуру, эффективность работы светофора вырастет.
Планируется, что новый автоматический регулировщик движения будет состоять так же, как сейчас, из трех секций. Красный сигнал станет квадратным, зеленый останется круглым, а желтый будет состоять из двух треугольников. При этом один из них будет загораться в зависимости от того, какой сигнал вспыхнет следующим, указывая на него острым концом. «При переключении светофора с одного цвета на другой водителю проще будет разобраться, какой сигнал сейчас загорится», – пояснил изобретатель Юрий Козин.
Считается, что цвет в сочетании с геометрическими фигурами легче и быстрее воспринимается человеком. Это давно известно из теоретических разработок психологов, дизайнеров и архитекторов. При этом, если водитель будет быстрее принимать верное решение согласно увиденному сигналу, повысится безопасность дорожного движения, и пробок станет меньше. Проще ориентироваться по такому светофору также будет дальтоникам и детям.
Однако простейший поиск в Интернете показывает, что идея россиянина Юрия Козина не совсем оригинальна. Так, саму концепцию геометрического светофора изобрели корейцы Джи-Юн Ким, Сун-янг Янг и Хван-джу Джеон. Их изделие UNISignal отличается лишь расположением фигур – красный сигнал представлен треугольником, желтый – кругом, а зеленый – квадратом. Корейцы также утверждают, что их геометрический светофор облегчит жизнь дальтоникам и поможет быстрее объяснить ПДД маленьким детям. Юрий Козин лишь усовершенствовал эту модель, сделав желтый сигнал-треугольник указателем на следующую за ним вспышку.
Существуют и другие варианты усовершенствования светофора, но в большинстве своем они представляют собой фантазии на тему счетчиков времени. Таков автоматический регулировщик движения Sand Glass дизайнера Таньва Тиавонг, который предлагает совместить световые сигналы с наглядным таймером в виде песочных часов. Или концепт серба Дамьяна Станковича, где круглые сигналы обрамлены набором гаснущих светодиодов, показывающих время, оставшееся до смены цвета. Поучаствовал в усовершенствовании светофора и широко известный Артемий Лебедев со своим «Люксофором». Это изделие со светодиодами, а сами сигналы на нем не круглые, а квадратные, что должно улучшить их восприятие даже при ярком солнечном свете.
Впрочем, какие бы ни были преимущества у новшеств, заменить ими старые изделия будет сложно. Как сообщили «Российской газете» в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, требования к светофорам установлены Венской международной конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года, и при любых новшествах потребуется внести изменения в эти требования. Даже простой эксперимент на некоторых перекрестках провести непросто, потому что дорого. Стоимость одного светофорного объекта в зависимости от сложности его конфигурации и установки колеблется от 800 тысяч до трех миллионов рублей. Кроме того, целесообразность столь радикальных новшеств вызывает сомнения – причем, не только у сотрудников ГИБДД.
«Проезд перекрестка, который регулируется светофором – это же не просто ориентация на цвет: включился зеленый – поехал. Тем более в Ростове. Нужно обязательно ориентироваться по другим водителям, пообщаться с ними, даже просто глазами, понять, кто что делать собирается. Кто-то слева, например, на желтый выскочил, мол, успею, там пешеходы еще не прошли, – это все нужно учесть и просчитать. Поэтому каким будет светофор, дело десятое: хоть, как в том анекдоте, три зеленых свистка. Я думаю, никто ничего не будет менять: это шило на мыло», – считает автоинструктор Андрей.
Но даже если квадратный светофор не станет ростовской реальностью, это не означает, что это устройство регулирования дорожного движения не эволюционирует. Светофоры с антибликовым покрытием и обратным отсчетом времени, подключенные к единой системе, еще несколько лет назад были диковинкой, которую можно увидеть лишь в центре города. Сегодня они стали привычным элементом дорожного пейзажа. Более того: в региональном управлении ГИБДД сообщали о намерении... сократить число светофоров в Ростове-на-Дону. Начальник УГИБДД ГУВД по Ростовской области Игорь Безотосный на одной из пресс-конференций рассказал, что инспекторы проведут оценку эффективности работы светофоров. В итоге объекты, которые не играют особой роли в регулировке движения, либо же значительно снижают скорость движения на участке, могут убрать – естественно, не ущемляя интересы пешеходов.