Последствия землетрясения и цунами в Японии подобны кругам от брошенного камня на воде: камень уже на дне, а круги еще захватывают новые пространства. Приостановлено производство на заводах Toyota, Nissan, Honda и Subaru. Европейские автоконцерны заявляют, что их производство также поставлено под угрозу. Эксперты не исключают, что новые поставки комплектующих будут происходить по новым ценам. Под ударом и вторичный рынок: японских «утопленников» может смыть, в первую очередь, в Россию.
Основной способ защитить себя от «утопленников» и автомобилей с другими неприятными сюрпризами - не покупать машину у подозрительных лиц либо не внушающих доверия организаций. В базе автообъявлений на сайте 161auto.ru свои предложения размещают не только частные лица, но и региональные компании, давно работающие на вторичном авторынке Ростова-на-Дону и хорошо себя зарекомендовавшие.
После удара стихии остановили производства семь японских автопроизводителей – Toyota, Nissan, Subaru, Honda, Mitsubishi, Mazda и Izuzu. Ущерб от простоя автозаводов примерно подсчитан: по данным агентства «Автостат», японские предприятия ежедневно недовыпускают порядка 30 тысяч автомобилей. Эту цифру привел в эфире «Эксперт-ТВ» директор агентства Сергей Целиков.
«В 2010 году японский автопром произвел более 9,6 млн машин всех типов, из них 4,8 миллиона были поставлены на экспорт», – напомнил он исходные данные.
С 14 по 16 марта остановлено производство на заводах Toyota. В официальном заявлении компании говорится, что на этот шаг пошли в целях безопасности. Японцы уверяют, что трехдневная остановка не повлияет на ближайшие поставки машин и запчастей в Европу, поскольку путь по морю занимает около шести недель. Что касается поставок в Россию, то японская сторона пока «оценивает возможные последствия» для нашего рынка и работы завода «Тойота» на территории России.
Об остановке производства на трех предприятиях объявила Honda. Приостановлены работы на четырех сборочных площадках Nissan. В общем, каждый из всемирно известных японских автоконцернов «травмирован» природным катаклизмом. Возникли перебои с поставками компонентов даже у заводов, которые сконцентрированы вдалеке от эпицентра землетрясения, например, у Mazda. Поскольку автомобильная промышленность завязана на работе огромного количества других отраслей, «компонентный» и сырьевой вопрос – один из самых больных. К примеру, у Honda в зоне землетрясения оказались 113 компаний-поставщиков, с 44 из них связи нарушены. А это означает, что автомобильные компоненты, которые используются на заводах в других странах, попадают туда с задержкой.
«Пока полная картина не ясна – вся информация дается «приглушенной», чтобы не спровоцировать панику. Мы можем основываться только на внутренней информации в стране, а насколько она соответствует реальности и какие масштабы последствий этой катастрофы, гадать бесполезно, – говорит автоэксперт Сергей Барыкин. – Разумеется, ничего хорошего не будет: электроэнергия на предприятия сейчас подается дозировано, производство простаивает, связи с поставщиками вышли из колеи. Даже если завод базируется на территории других стран, это не означает, что его не затронут события: 100-процентной локализации нет ни у кого, тем более что основные компоненты, вроде двигателя и трансмиссий, поставляются из Японии. Что касается автомобилей Subaru, то определенный их запас в России сейчас есть, а как будут осуществляться следующие поставки, с каким интервалом, какие будут цены – неизвестно».
Сегодня опасения экспертов подтверждаются: WallStreet Journal со ссылкой на представителя компании Volvo Пера Аке Фроберга сообщил, что компания может остановить производство из-за нехватки комплектующих. Запаса деталей из Японии хватит примерно на неделю. На японские комплектующие у Volvo приходится 10%, однако дело не в количестве.
«Наладить новые логистические цепочки в короткий срок не так просто. Кроме того, многие комплектующие производятся в Японии специально для Volvo Cars», – отметил представитель шведской компании.
Об остановке производства на одном из заводов сообщил и американский автогигант General Motors (GM). Речь идет о производстве пикапов на заводе в Луизиане: предприятию не хватает комплектующих. Однако другим подразделениям, заявили в компании, ничего не угрожает. Что касается рынков Восточной Европы и России, здесь эхо цунами смягчает наличие производств в других странах.
«Влияние произошедшего на бизнес в настоящее время изучается, тем не менее, сейчас ситуация в России, Украине, Казахстане, Беларуси остается нормальной. Мы оцениваем товарные запасы в Европе как достаточные для поддержания нормального бизнеса в ближайшем будущем», – рассказали корреспонденту 161auto.ru в российском офисе компании Nissan.
Неоднозначно выглядит ситуация и на вторичном рынке – эксперты опасаются, что Россию захлестнет волна машин-»утопленников» из Японии. Японцы будут активно избавляться от неликвида и выбрасывать их на всевозможные аукционы, а российские предприниматели могут воспользоваться моментом и заработать неплохие деньги. В Ростовской области подержанные «японцы» массовой популярностью не пользуются, но на Дальнем Востоке инциденты вполне реальны, но не в массовом порядке.
«Риск напороться на некачественный автомобиль есть всегда, особенно если покупаете его на рынке. Компании, которые специализируются на аукционных автомобилях, вряд ли будут связываться с таким товаром – себе дороже, – считает представитель автодилерской компании Дмитрий Ботов. – Не исключено, что «утопленники» появятся на Дальнем Востоке, где их смогут быстрее сбыть. После стихийных бедствий это известное явление: например, потонувшие машины попадали в Россию после «Катрины» в США. Вся проблема в том, что их на глаз не вычислишь, да и не каждый сервис сможет это сделать. Все дефекты проявятся, когда на машине поездишь некоторое время. А «радиационные» автомобили наверняка отсеются еще в Японии – их отправят в утиль. Что касается цен, то для конечного потребителя на данном этапе вряд ли что-то поменяется – цена если и упадет, то очень незначительно. А перекупщики могут получить большую прибыль: в Японии они будут покупать машины за копейки, а продавать их по тем же ценам, что и сейчас. Цифры изменятся ближе к лету – они вырастут процентов на 20%, но это традиционное сезонное явление, которое никак не связано с ситуацией в Японии. А в целом спрос на ввоз машин сейчас низкий – в основном интересуются предложением на внутреннем рынке».
Кстати, Дальний Восток уже отреагировал на японскую катастрофу, и на автомобильных рынках ранее ввезенные машины выросли в цене примерно на 40–50 тысяч рублей. Основной аргумент перекупщиков – автомобили «не плавали», не заражены радиацией. И убеждают, что нормальный товар прибудет к нам нескоро.
«Это всегда случается: после любого наводнения – автомобили начинают прибывать на вторичный рынок, и Россия в данном случае не исключение. Да, машины приедут сюда сухими. Причем подготовленными к тому, чтобы их невозможно было отличить от обычного подержанного автомобиля. Взвесь из ила и песка настолько тонкая, что проникает во все узлы, – рассказывает «Вестям FM» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. – Не защитить ни амортизаторы, ни подшипники, ни коробку передач, ни двигатель. А ил – это абразив. Он попадает в цилиндро-поршневую группу, на подшипники, на трущиеся поверхности, и начинается катастрофический износ. Нужно разобрать агрегат полностью, промыть его и снова собрать. Вот тогда, может быть, что-то и можно привести к изначальному состоянию. Представляете, какой это объем работ? Никто этим заниматься не будет».
Общественники отмечают, что в данной ситуации полезными оказываются ввозные пошлины на иномарки: они так велики, что многие просто отказываются от японских вариантов, а значит, ограждают себя от лишних рисков. Поэтому паниковать по поводу нового бэушного хлама не стоит – больше вопросов вызывает ситуация с поставками новых японских машин.
«Утопленники» всплывают в России регулярно, но это единичный заработок, – говорит представитель МООА «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Не думаю, что сейчас к нам из Японии хлынет поток этих автомобилей. Бэушки и так на аукционах покупали за копейки – ценам падать уже некуда. Потонувший автомобиль надо высушить, прочистить, а это требует времени и денег. На мой взгляд, в массовом порядке перекупщики не будут связываться с «замоченным» товаром, единицы – не сомневаюсь. В принципе, у России есть защитный барьер от откровенного хлама – это пошлины, из-за которых ввозить транспорт не выгодно. В общем по вторичке можно быть спокойным: никакого шквала «утопленников» не будет, за единичными исключениями, как в случае с машинами-конструкторами из Европы. А вот с поставками новых японских машин возникнут проблемы. Поскольку пострадали не только сами автозаводы, но и предприятия-поставщики, временно приостановлено производство. И какими темпами все это восстановится, неизвестно. Хотя японцы, на мой взгляд, смогут мобилизоваться и быстро найти выход. Тем не менее дефицит машин может возникнуть. А это, в свою очередь, даст толчок к росту цен».