В Ростове-на-Дону растет число поклонников трамвая. В 2009 году пассажиров стало на 200 тысяч больше. Городские власти намерены сделать этот вид транспорта еще более привлекательным. Грядет тотальная модернизация подвижного состава и путей.
В постсоветские годы ростовский трамвай стал настоящим отщепенцем транспортной системы города. Привязанный сразу к контактной сети и рельсам, трамвай не смог угнаться за европейским автобусным секонд-хендом и газелями. Подвижной состав старел, путевое хозяйство ветшало, пассажироперевозки падали. Часть горожан уже с трудом припомнит, что когда-то трамваи ходили по проспектам Стачки и Октября – нынешний проспект Нагибина. Вместо трамвайных рельсов здесь теперь красуются газоны либо разделительная полоса типа «Нью-Джерси». Выжили лишь четыре трамвайных маршрута. Однако этот вид транспорта не умер и не умрет, заявляют ростовские власти. Перспективность электротранспорта сомнений не вызывает.
«Трамвай остается одним из основных социально востребованных видов транспорта общего пользования. По данным ежегодных обследований пассажиропотоков, более 65% перевозимых трамваем пассажиров имеют право на льготный проезд», – отметил на заседании депутатской комиссии по промышленности, транспорту и связи генеральный директор МУП «Ростовская транспортная компания» Игорь Политика.
С 2006 года, отмечает он, наблюдается рост пассажиропотока. Если в 2006-м трамваи перевезли 11,4 млн человек, то в 2007 году уже 12,4 млн человек. В 2009 году у трамвая появилось еще 200 тысяч поклонников. Определенную роль сыграли капремонт трамвайного полотна и обновление подвижного состава – в Ростове сегодня преобладают новые вагоны с электронными табло, просторными салонами и таким чудом техники, как обогреваемые сидения. Но судя по планам городских властей, это – только лишь первые признаки массового исхода ростовчан в трамваи. Ведь с прошлого года к процессу подключились инженеры компании Siemens.
«Дальнейшая оптимизация маршрутов и обновление подвижного состава предполагаются в рамках соглашения с Siemens. Немецкая компания намерена поставлять в Ростов современные вагоны, которые будут производить на базе Тихорецкого машиностроительного завода», – на одной из пресс-конференций рассказал заммэра Ростова-на-Дону Виктор Кочерга.
По параметрам соглашения администрация Ростова обязуется отремонтировать пути и контактную сеть «единицы» – от ветеранского госпиталя до главного железнодорожного вокзала. Общая протяженность маршрута – 14 километров. На 2010 год запланирован ремонт путей на улицах Закруткина и Станиславского. Вполне возможно, что когда на улицы Ростова выйдут «Сименсы», отношение города к трамваям изменится окончательно. Пока же для большинства участников дорожного движения он остается отщепенцем.
«Мне очень нравится трамвай, тем более что остановка расположена рядом с домом, мне на нем проще добираться на работу. Но он очень медленно ходит, и дело не в путях или самом трамвае. Просто водители их не пропускают, занимают пути. На Горького, особенно по утрам, просто невозможно: все идут сплошным потоком, проходится прорываться буквально с боем. А в районе центрального рынка, когда продавцы выгружаются, вообще невозможно: они ставят машины на путях и идут по своим делам. Если вот с этими водителями что-нибудь сделать, ужесточить наказание за такие нарушения, или вообще закрыть трамвайные улицы для другого вида транспорта, было бы лучше. А так, чтобы не опоздать на работу, приходится либо рано выходить, либо все же ехать на автобусе», – делится своим видением ситуации фармацевт Светлана Кириллова.