Программа утилизации, стартовавшая неделю назад, вызвала небывалый ажиотаж. Задействованные в программе дилеры, утилизаторы и сотрудники ГИБДД оказались не готовы к такому грандиозному наплыву автолюбителей, желающих обменять свой «хлам» на новую машину. Кроме того в рабочем порядке возникает масса бюрократических формальностей, существенно тормозящих процесс.
«В первый же день после праздников, 9 марта, нас посетили около 40 человек, и звонков было не меньше. Целый день телефон не умолкал. И сейчас народ идет. К сожалению, как всегда, буквально в последние дни к нам поступает информация о порядке проведения программы утилизации: ценники, прейскуранты, распоряжения», – сетует директор батайского филиала ОАО «Ростов Лада» Юрий Цыганчук.
Теоретически программа утилизации, разработанная Минпромом проста и доступна до неприличия: владельцу 10-летней или старше машины надо лишь приехать в дилерский центр, участвующий в программе, и написать доверенность на старую машину на имя дилера для ГАИ. Все остальное сделает дилер. Получив свидетельство о сдаче авто в утиль и сертификат на 50 тысяч рублей, клиент может выбирать новую машину. Однако на практике все оказывается гораздо сложнее.
Получение сертификатов сопряжено с массой бюрократических проволочек.
«Сейчас мы еще не можем выдавать сертификаты на утилизацию. Во-первых, в связи с серьезными финансовыми проблемами и сменой руководства в ОАО «Ростов Лада», структурным подразделением которого мы являемся. А во-вторых, есть технические проблемы по связи с сайтом Министерства промышленности и торговли: на этом сайте дилеры должны размещать персональные данные получателей сертификатов и брать оттуда свидетельства об утилизации. Как только решим эти вопросы, будем выдавать свидетельства. Но запись желающих участвовать в программе ведем уже сейчас», – объясняет Юрий Цыганчук.
Кроме того, автолюбители жалуются, что проблемы возникают уже на этапе снятия старого автомобиля с учета в ГИБДД. Далеко не всем удается сделать это быстро, так как процедура идет в порядке общей очереди. При этом машина должна быть проверенна на факт угона и прочее. Без печати ГИБДД автомобиль нельзя передать на утилизацию. В результате огромное количество автохлама скапливается у дилера, а площадь у него ограничена.
Еще один момент, который сильно беспокоит дилеров – Снимать машину с учета необходимо в том регионе, где она зарегистрирована. Однако дилеры не могут себе позволить оправлять дефицитный персонал, в различные города области, чтобы снять с учета авто. В итоге зачастую снятием с учета автомобиля и получением печати на утилизационном свидетельстве занимаются сами клиенты, а не дилеры, как это задумывалось Минпромторгом изначально.
В итоге, если программа утилизации будет продвигаться столь медленно, то реализовать ее в полном объеме получится в лучшем случае к концу года. Это существенно превышает сроки, намеченные Минпромторгом. Однако эксперты среди дилеров и милиционеров едины в своем мнении, что в ближайшие несколько недель система будет упрощена и отрегулирована так, чтобы обеспечить ее участникам комфортные условия.
Олег АСКАНОВ