Во всем автомобильном мире давно и прочно сложилась практика отзыва из продажи бракованных машин. Причины могут быть самые разные – от серьезных неполадок до теоретически возможных неисправностей. Эта тенденция отразилась (хоть и в гиперболическом виде) в старом анекдоте: «Японский автоконцерн отзывает 20 000 своих автомобилей в связи с возможным дефектом кнопки поднятия стекла правой задней двери, который теоретически может проявляться при температуре воздуха ниже –700°C, что может создать неудобство для пассажира».
Так или иначе, но чаще всего дефекты бывают вполне реальными, и периодически отзывают свою продукцию подавляющее большинство автозаводов, в том числе и производители элитных марок. Ничего постыдного или зазорного в этом нет: обычная забота о потребителе, который может выбрать бракованный экземпляр из десятков других. И если причиной ДТП вдруг станет недоработка производителя, один пострадавший может отсудить у производителя больше, чем стоит его машина. Поэтому большинство компаний предпочитает не дожидаться, пока рак на горе свистнет, и заранее исправляют известные слабые звенья.
Нынешняя зима оказалась довольно богатой на отзывы. Началось с Toyota, которая всего за несколько месяцев отозвала более девяти миллионов автомобилей по всему миру. Обратно на завод вернулись гибриды Prius третьего поколения, у которых были обнаружены «глюки» программного обеспечения, а они могли привести к замедленной реакции тормозной системы на действия водителя. Конвейеры, выпускающие модели Lexus S250h и SAI, на которых установлена аналогичная система, были остановлены до тех пор, пока инженеры и программисты не разберутся, как справиться с неисправностью.
Немногим ранее Toyota отозвала 2,3 миллиона машин из-за неисправной педали акселератора. Было установлено, что со временем педаль становится труднее нажимать, она медленнее возвращается в исходное положение, а может и вовсе застрять у пола. Все автомобили с неисправными педалями были произведены в США, но поставлялись и в другие страны. Отзывать пришлось модели Corolla, Matrix и RAV4 2009 и 2010 годов выпуска, а также крупные седаны Avalon, произведенные за последние пять лет. Автовладельцы, которые уже успели приобрести эти машины, получили письма с предложением доставить автомобиль до ближайшего сервисного центра для бесплатной диагностики и устранения неполадок. Чуть позже Toyota принесла свои извинения покупателями за собственную нерасторопность: чтобы точно установить причину неисправности, инженерам потребовалось несколько недель. При этом поначалу во всем винили коврики, думая, что это они мешают педали двигаться как положено.
Вслед за Toyota об отзыве машин из продажи объявил и другой японский производитель – Honda. Масштабы отзыва в этом случае были куда скромнее: 473 тысячи авто. Неисправность касалась подушек безопасности и была обнаружена после того, как стала причиной ряда несчастных случаев. Надуваясь под высоким давлением, подушки могли нанести травмы как водителю, так и пассажирам. Отзывная кампания затронула в основном Северную Америку, Мексику, Австралию, Японию и Тайвань – именно туда попало большинство потенциально опасных Accord, Civic, Odyssey, CR-V и Pilot, произведенных еще в 2001-2002 годах. Всю акцию оценили более чем в 30 миллионов долларов. Буквально за месяц до этого Honda стало известно о возможном возгорании в салоне модели Fit, также известной как Jazz или City: по этой причине было отозвано еще 650 тысяч машин.
Следующий «звонок» прозвенел из Бразилии. Инженеры Volkswagen засомневались в качестве произведенных на местном заводе моделей Novo Gol и Novo Voyage. Для того чтобы проверить, достаточно ли смазки нанесено на задние колеса, производитель решился на отзыв без малого 200 тысяч машин. Проблема звучит, с одной стороны, смешно, но факт остается фактом: колеса могли запросто отвалиться в момент движения.
Специалисты заявили, что нехватка смазки может привести к блокировке колес, не исключая при этом одновременное ослабление креплений.
В прошлый раз Volkswagen отзывал свою продукцию в конце прошлого года из-за неполадок с тормозами. К счастью, ни одна из 120 тысяч моделей Fox не стала причиной трагедии. Зато немногим ранее – в апреле – 470 тысяч Fox были отозваны из-за проблем с задними сиденьями: попытки сложить сиденье приводили к травмам рук.
Список можно продолжить: в конце февраля Hyundai нашел неполадки в дверных замках у 47 тысяч седанов Sonata. Передние двери могут не открыться, если пассажир или водитель одновременно с открытием нажимают на ручку. Большинство этих машин продавалось на южнокорейском рынке, оставшаяся часть была экспортирована в США.
Российские производители также не остаются в стороне. Тем не менее масштабы отзывов значительно уступают зарубежным, в том числе и из-за меньших объемов производства и продаж. К тому же отечественный автопром делает это куда реже своих «забугорных» коллег. В 2004 году «АвтоВАЗ» отозвал всего лишь 184 машины с дефектом «неисправность подшипников ступицы задних колес», в 2007 – немногим более 2700 автомобилей по той же причине.
В конце прошлого года Ульяновский автозавод отозвал 1800 машин. Бракованным оказался масляный фильтр.
В некоторых случаях проследить судьбу автомобиля, который подпадает под программу отзыва, оказывается непросто, а то и вовсе невозможно. Официальные дилеры-то знают, кому они какую машину продали, но ведь авторынок ими не ограничивается. Не будем забывать о «серых» дилерах, вторичном рынке, частном импорте и ряде полукриминальных схем, при которых, по правде говоря, неисправная дверная ручка или заедающая педаль может оказаться далеко не единственной и не самой главной проблемой.
Эксперты утверждают, что количество отзывов машин не говорит о низком качестве продукции того или иного производителя. Скорее, наоборот: столь тщательный контроль за автомобилями, тем более выпущенными несколько лет назад, – знак заботы о покупателе. Многие производители разрабатывают и постоянно совершенствуют собственные системы контроля качества, благодаря чему становится возможным не только снизить вероятность брака, но и оперативно отследить судьбу уже отправленных в продажу машин. Кроме того, нередки случаи «профилактических» отзывов, когда некоторое число автомобилей возвращается на завод для контрольной проверки. Для некоторых производителей это своего рода PR-акция. И покупатели это ценят: куда спокойнее, если вашу машину несколько раз насквозь просветил сканер и проверил каждую гайку на соответствие стандарту, а каждое крепление – на прочность.
В России тем не менее такая культура еще начинает формироваться в основном после начала производства иномарок. С другой стороны, на всю продукцию отечественной автопромышленности распространяется народное «правило кувалды», и по-прежнему многие из них ремонтируются простыми умельцами.
В любом случае контроль качества никогда не бывает лишним: в конце концов все это делается ради нашей же безопасности.