Авторынок Ростовской области выжил, но значительно изменился. Тренды, которые появились в 2009-м и будут иметь определяющее влияние в наступившем году, обсудили игроки автомобильного рынка на круглом столе в Ростове-на-Дону.
Мировой финансовый кризис «прошелся» по российскому авторынку намного жестче, чем по рынкам других стран. По данным комитета автопроизводителей АЕБ, дилерам удалось продать лишь 1,4 миллиона автомобилей. Руководитель направления маркетинга ООО «АвтоЛига» Светлана Кошелева приводит экспертные данные, по которым ситуация выглядит весьма безрадостно.
«Российский авторынок упал круче всех в мире. Авторынок США потерял 21%, Англии – 10%. Российский авторынок за год потерял 49% и откатился на уровень 2006 года. Кредитные продажи упал в два раза – по итогам года они составили около 25% от общего объема продаж. И в то время как кредиты стали менее доступными, покупатель в лучшем случае остался на прежней работе с прежним уровнем заработной платы», – рассказывает Светлана Кошелева.
По ее словам, в наибольшей степени пострадал средний ценовой сегмент иномарок – именно их «целевая аудитория» оказалась неплатежеспособной из-за свертывания программ автокредитования. Покупатель, предпочитающий более высокий ценовой сегмент, оказался менее зависимым от заемных средств. Но даже оставшиеся немногочисленные покупатели заставляют автодилеров выкладываться по полной. Изменение покупательского мировоззрения Светлана Кошелева называет основным трендом, который появился в 2009 году.
«Клиент стал в два раза более требовательным к автомобильным дилерам. Если в 2008 году мы имели эмоциональный посыл и даже могли составлять портрет клиента, сейчас эмоции уходят на второй план. Уходят покупки того, что нравится сегодня и сейчас: люди все чаще выбирают машину исходя из того, что ее не придется менять через год, потому что разонравилась, и задумываются о том, что при продаже машины нужно извлечь максимальную выгоду. Сегодня покупатель подходит к выбору машины осмысленно, собирает максимум информации о модели, особенностях эксплуатации и стоимости дальнейшего обслуживания», – отмечает Светлана Кошелева.
Еще одна тенденция, о которой говорит эксперт – появление «национальной гордости». Клиент не просто предпочитает отечественные автомобили, но зачастую решающим фактором для совершения покупки является то, что машина собрана на территории страны. Впрочем, замечает руководитель группы продаж автокредитов Ростовского филиала ЗАО «Райффайзенбанк» Владимир Гороховский, дело здесь не только в стремлении поддержать отечественного производителя.
«Действительно, продажи за наличные упали не так сильно, как продажи в кредит. Однако и рынок кредитов сегодня отходит к государственным банкам, которые могут обеспечить более низкую процентную ставку. Клиент переориентировался со стандартных программ кредитования на государственные. Доверие к госпрограммам выше», – констатирует Владимир Гороховский.
Впрочем, отмечает директор маркетинговой компании «Деловой оборот» Алена Манацкова, клиентов отпугивают не только взлетевшие проценты. Банки стали строже относиться к заемщикам. Причем строгость эта порой едва балансирует на грани допустимого.
«Был разговор с покупательницей Infiniti. Деньги на покупку были, но решили приобрести машину в кредит. И после этого покупательницу буквально замучили представители банка: ей звонили домой, выясняли все тонкости жизни и быта, естественно, это очень возмутило», – рассказывает эксперт.
Владимир Гороховский отмечает, что этот случай все же не отражает общую тенденцию. Сегодня ситуация на рынке автокредитования постепенно выравнивается: частные банки получают доступ к участию в госпрограммах, например к продаже автомобилей в рамках «правительственного кредита». А тесное сотрудничество с автосалонами при условии сокращения общих затрат на прямую рекламу позволяет держать руку на пульсе ситуации. В целом, отмечают эксперты, 2009 год был сложным, однако региональному авторынку удалось не просто выжить, но и научиться работать в абсолютно новых условиях. Правда, как долго эти «новые условия» продлятся, пока никто не берется говорить.
«По мнению экспертов, самыми печальными месяцами 2010 года станут апрель и май. Дальше ситуация будет выравниваться. Но при этом полное восстановление рынка возможно не ранее 2014 года», – подводит итог обсуждения Алена Манацкова.
«Мы ожидаем, что в 2010 году рынок составит 1,4 миллиона легковых автомобилей или 1,5 миллиона, включая легкие коммерческие автомобили. Этот прогноз довольно оптимистичен и рассчитан на то, что меры государственной поддержки – льготные кредиты и премия за утилизацию – будут достаточно эффективны. Легкое оживление рынка наступит, скорее всего, во второй половине года», – дал свой вариант развития событий вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.
Фото: Коллаж Олеси МИЛЕНКО